search
main
0

Дело на сто рублей

Всем нам нужно научиться правильно распоряжаться деньгами

Те наши читатели, которые внимательно следят за публикациями, помнят, что еще в 2018 году мы рассказывали о прошедшей во Всероссийском детском центре «Орленок» конференции на тему «Внедрение программ финансовой грамотности в образовательную практику в детских центрах». Тогда было принято решение – повышать компетентность школьников можно не только на уроках в рамках школьной программы, но и в летних лагерях отдыха, причем сразу в нескольких форматах. И вот теперь эта идея нашла свое реальное воплощение: на днях в Москве прошло торжественное открытие первого Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности, а также запущен процесс подготовки вожатых для работы с детьми.

– На самом деле мы одновременно реализуем две программы, – рассказывает руководитель дирекции Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности Денис Лозинг. – Во-первых, это чемпионат как система соревнований, в которой есть заочный и очный этапы, от муниципального и регионального до федерального. В этом году финал пройдет в августе в «Орленке». Туда приедут лучшие команды из 15 пилотных регионов и разыграют звание чемпиона России. Во-вторых, это школа вожатых для студентов педвузов или педфакультетов, а также педагогов и методистов, штатных сотрудников детских лагерей, которые летом 2020 года будут проводить там различные образовательные инициативы – тематические смены, кружки по финансовой грамотности, краткосрочные образовательные модули и мероприятия. Всего предполагается подготовить около 1200 человек, хотя возможен и донабор до 1500. Проектом планируется охватить не менее 5000 детей, но это нижняя планка, по факту их вполне может быть значительно больше. В одном только чемпионате их примет участие не менее 3000. Список названий лагерей уже есть, он проходит стадию согласования, это порядка 100 площадок.

Но, разумеется, мало подготовить человека, надо обеспечить ему нормальные условия работы, снабдить методическими, дидактическими, раздаточными и прочими материалами. Как заявила советник директора проекта Минфина по финансовой грамотности Анна Зеленцова, за эти полтора года была проведена огромная работа. На сегодняшний день разработаны УМК, наглядные пособия, материалы, справочники, книги, игры и все, что нужно для проведения полноценных занятий. И каждый вожатый получит полный комплект всего необходимого.

– Любая подготовка требует системности и продуманности, – убеждена Анна Владимировна. – Она начинается с того, что формируется команда, проводятся закупочные проекты по международным стандартам, разрабатываются образовательные программы, которые проходят независимую экспертизу, синхронизируются с другими существующими и так далее. Такой подход обеспечивает высокое качество и хороший результат. Полтора года на самом деле срок небольшой для проектов таких масштаба и уровня. Мы выступаем за то, чтобы новые педагогические практики отвечали новым ФГОС, требованиям системы образования, только тогда они будут иметь успех. Ни для кого не секрет, что просто проведение одного урока в год или реализация всего одного формата работы с детьми в плане обучения их финансовой грамотности не дает ощутимого результата, поэтому надо действовать многопланово, методически грамотно и вдолгую. Мы меняем систему образования изнутри, делаем так, чтобы она была более практико-ориентированной, более функциональной, отвечающей запросам современности. Детей нужно учить работать с информацией, анализировать, принимать решения, делать выбор, все эти компетенции заложены в программу подготовки детей по финансовой грамотности.

Организаторы проекта и авторы программ постарались учесть результаты психологических исследований, согласно которым базовые установки у человека формируются в возрасте 7‑9 лет. Поэтому имеет смысл начинать повышать финансовую грамотность уже в начальной школе, а может, и раньше. А поскольку, как и везде, подготовка любого ребенка напрямую связана с уровнем компетентности окружающих его взрослых, нужно проводить занятия и с родителями, бабушками и дедушками, подключив к этому делу социальные службы, многофункциональные центры и так далее. К слову, в исследованиях PISA по финансовой грамотности наша страна показала очень неплохие результаты. И, что особенно важно, больше всего баллов набрали те дети, с которыми, по их признанию, дома регулярно разговаривали на тему финансов, денег, бюджета и так далее.

– Современное образование сегодня рассматривается с позиций функциональной грамотности, – рассказывает советник директора проекта по образовательным вопросам Екатерина Лавренова. – Нам в этом плане предстоит еще очень много работать, однако вот что интересно: те образовательные технологии и методики, которые применяются в нашем проекте, по мнению специалистов, являются наиболее проработанными и продвинутыми именно в плане развития функциональной грамотности. И это несмотря на то что они были подготовлены Министерством финансов, а не просвещения. На самом деле обучение финансовой грамотности автоматически развивает у людей математическую, читательскую, естественно-научную, гражданскую, а также ИКТ-грамотность. На выходе же мы получаем человека, способного использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Екатерина Лавренова сообщила, что на сегодняшний день разработаны универсальные модули и цифровые образовательные ресурсы по изучению финансовой грамотности в рамках таких предметов, как история, информатика, обществознание, экономика, право, ОБЖ, английский язык, география и математика. Для дополнительного образования детей создан ряд короткометражных художественных фильмов, где рассматриваются проблемы и реалистичные ситуации. В ряде вузов (в частности, в Высшей школе экономики) регулярно проводятся олимпиады по финансовой грамотности, причем победители имеют очень серьезные преференции при поступлении. Разработан пакет мобильных приложений, с помощью которых каждый желающий может повышать свою грамотность в любом месте и в любое время. А для участников летних смен созданы чрезвычайно интересные и увлекательные ролевые, деловые и тренинг-игры «Не в деньгах счастье», «Умное счастье», «Семейный план», «По следам монополии» и так далее.

Остается только начать правильно использовать весь этот массив, благо что всем это будет только на пользу.

Вадим МЕЛЕШКО, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте