search
main
0

Дело лидера – создать команду. А еще поставить цель и привлечь сторонников

Ирина Сатаева, директор Новинской школы Нижегородской области, готовила свою команду к победе в конкурсе «Успешная школа» недолго, можно сказать, в самые сжатые сроки. Когда было принято решение об участии, оставалось лишь выбрать стратегию и тактику. Роли и зоны ответственности участников команды давно определены, поэтому мозговой штурм всегда дает отличные результаты. На конкурсе «Успешная школа» требовалось ярче всего продемонстрировать сильные стороны. Но как сельская школа может конкурировать с элитными, престижными, хорошо упакованными образовательными учреждениями повышенного статуса? Чем способна удивить и тем более превзойти? Ответ искали сообща. Учащимся всех классов было дано задание – написать небольшое эссе на тему «Что такое успешная школа». Помощь родителей приветствовалась. Педагоги получили много интересных ответов. А эссе Ильшата Измайлова, ученика, который учится в школе первый год, задало направление, по которому было решено идти к победе.

– Ильшат рассказал о том, как боялся идти в школу, в которой учатся в том числе и цыганские дети. Зато теперь мальчик счастлив, и ему все знакомые завидуют, потому что он обрел в нашей школе то, чего у него не было раньше, – поясняет Ирина Геннадьевна и добавляет: – Фактически эссе Ильшата и подсказало нам главную идею: наша сила в ломке стереотипов. Мы попробовали это доказать и показать на конкурсе. То есть все наше выступление от начала до конца было пронизано одной мыслью: для того чтобы стать успешной, школа должна ломать стереотипы – из того, что все привыкли считать минусами, извлечь плюсы и в слабых местах найти точки роста, сферу приложения силы.Например, один из давних стереотипов – сельская школа заведомо хуже городской. Считается, что сельская школа отстает по всем показателям, поскольку конкуренции нет. В ней работают учителя, которых некем заменить, очередь в школу не стоит. А раз нет конкуренции, то нет и мотивации к развитию, соответственно нет интереса к инновациям. Ирина Сатаева нарушила этот стереотип, возглавив школу в 2010 году. Она сразу же привела в движение весь коллектив, начав с себя – ежегодно она принимает участие в самых значимых профессиональных конкурсах, ездит на стажировки, постоянно учится, показывая пример всем педагогам. Постепенно создалась команда единомышленников, во всем поддерживающих лидера. Самые активные помощники директора – Елена Викторовна Маякова, заместитель директора, грамотный и гибкий специалист, способный анализировать успешный опыт и последовательно внедрять инновации, и Ирина Капитоновна Широкова, педагог-психолог, имеющая опыт работы в качестве бизнес-тренера и специалиста по кадрам. Именно она вносит большой вклад в продвижение новых идей и эмоциональное здоровье коллектива. Тренинги, проводимые ею для учителей, помогли сгладить многие конфликты, снять напряженность в коллективе, дали возможность учиться друг у друга, развиваться. Коллективом были освоены две технологии активного обучения – проблемный диалог и критическое мышление. Технологии активно используются не только на уроках, но и на педагогическом совете, совете школы и в подготовке публичного отчета. Николай Александрович Епифанов, учитель информатики, судья всероссийских соревнований по робототехнике, и Татьяна Федоровна Кварталова, учитель физики, судья региональных робототехнических соревнований, тоже вносят большой вклад в успех школы. Вместе с Николаем Александровичем Иваненковым, учителем технологии, Ольгой Геннадьевной Еретиной, социальным педагогом, и Юлией Евгеньевной Сатаевой, учителем английского языка, они объединились в межпредметную группу подготовки проектов. Один из последних проектов, созданных под руководством Юлии Евгеньевны, – интерактивная настольная игра «Водополия», которая наглядно учит школьников всех классов беречь воду, – победил на зональном конкурсе. Команда учащихся вместе с педагогом поехала в Пермь на всероссийские соревнования. И это далеко не единственный проект, заслуживший высокую оценку экспертов.Робототехника тоже развивается в Новинках быстрыми темпами, опережая многие городские школы и центры дополнительного образования. Играть в шахматы в Новинской школе тоже умеют все, даже первоклассники. Более четырех лет занятия ведет Николай Николаевич Сазанов, учитель физкультуры. Играть можно не только в отведенные часы. Три шахматных стола выставлены в рекреации второго этажа, есть большая напольная доска и ростовые шахматы, в которые желающие играют на перемене. Николай Николаевич разработал электронную программу, которая позволяет учащимся играть в шахматы дистанционно, находясь дома.- Когда мы решили воплотить в жизнь эту идею, у нас были сомнения. Но когда программа заработала, мы увидели, что ход был сделан верный, – улыбается Ирина Геннадьевна.Можно много рассказывать о том, что было создано в Новинской школе в последние пять лет, но лучше сюда приехать, чтобы увидеть все своими глазами. Результаты обновления не заставили себя ждать, количество учащихся стало расти с каждым годом, и теперь здесь учится на 200 человек больше, чем в 2014 году. Если раньше родители, имеющие возможность, старались устроить детей в городские школы, то сейчас наблюдается обратный процесс. В Новинки не только возвращаются те, кто когда-то ушел, но и просятся жители близлежащего городского микрорайона.Так был сломан основной стереотип. Но пришли к этому через ломку других стереотипов. Один из устойчивых – отношение к молодым специалистам как к недоучителям. Многие считают начинающих обузой для руководства. Пользы от них мало, зато много хлопот. В Новинской школе, наоборот, сделали ставку на молодежь и не ошиблись. Средний возраст учителей Новинской школы отличается от среднего регионального показателя, молодые учителя приходят сюда охотно, потому что знают, что здесь есть возможности для творческого и профессионального роста и развития.- Я давно мечтала привлечь в начальную школу молодого учителя с современным образованием, эрудицией, кругозором, со знанием иностранных языков. И случай представился. Марина Александровна Белова, выпускница факультета международных отношений Нижегородского государственного лингвистического университета, прошла переподготовку в Институте развития образования и стала учителем начальных классов. И она не единственная пришла к нам с другим базовым образованием, пройдя переподготовку в НИРО. Есть у нас в коллективе такие учителя, пришедшие из других сфер, из бизнеса. Мы очень довольны тем, как они работают. Вот и Марина Александровна привнесла столько свежих идей, креатива! Все проекты, которые она предлагает детям и родителям, находят поддержку. Мы будем рады принять такое же грамотное молодое пополнение, – признается Ирина Геннадьевна.Удалось педагогам преодолеть и другое предубеждение – отношение к цыганам как к нечестным людям. Цыгане вот уже несколько десятилетий живут в Новинках, хотя и обособленно (табор осел в 60‑е годы на краю деревни). Учатся местные и цыганские дети в Новинской школе, хотя и не вместе – у цыган отдельная программа и даже другая смена, тем не менее они пересекаются, контактируют друг с другом. Педагоги организуют совместные внешкольные мероприятия, стараются, чтобы доверие росло, чтобы дети узнавали друг друга с самой лучшей стороны, чтобы никакой взаимной фобии не было. И нет никаких проблем – цыгане не берут чужого, у них есть свой кодекс чести и порядочности. Кстати, Новинки – пригород Нижнего Новгорода, здесь активно строятся, население постоянно растет. За последние годы появилось много новых жителей самых разных национальностей – украинцы, татары, узбеки, армяне, казахи. Диалог культур очень важен для таких поселений: дети и родители живут здесь мирно и дружно. Для этого школа организует общие мероприятия, на которых семьи имеют возможность продемонстрировать все самое лучшее – от национальных песен и танцев до кухни.Еще один стереотип: родители и школа – антагонисты, которые исконно считают друг друга во всем виноватыми. Взаимных обвинений в Новинской школе гораздо меньше, чем в других образовательных учреждениях.- Мы решили сделать родителей своими главными советчиками, единомышленниками. Без них не принимается ни одно решение, никакое нововведение. Родительские собрания проходят в активной форме. У нас нет пассивных слушателей, потому что каждый включен в обсуждение проблемы. Мамы и папы увидели, что нам важны их мнение, их видение, поэтому стали равноправными членами нашей команды. Вот уже несколько лет подряд мы берем родительский актив с собой на все конкурсы. Кстати, на прошедшем конкурсе от Рыбаков-фонда мы набрали больше всего голосов поддержки родителей. И поддерживают они нас в любом начинании, не только в интернет-голосовании. Совсем недавно к нам в школу приезжал представитель фонда «Интеркультура», в конкурсе которого мы тоже стали победителями, на встречу с ним мы приглашали и родителей. Был подписан договор о том, что к нам по программе межкультурного обмена на следующий учебный год приедет ученик из одной из азиатских или ближневосточных стран и будет проживать в семье нашего ученика. Такая семья уже нашлась.За победу в четырех конкурсах, проводившихся в рамках конкурса «Директор года», мы получили сертификат на бесплатное обучение всего коллектива по сингапурской методике критического креативного мышления. 10 марта к нам приедут сингапурские коллеги и проведут однодневный семинар. Мы пригласили на него и родителей, актив родительского комитета. Нам важно, чтобы они увидели все изнутри, тогда у них не будет пассивного потребительского отношения.К слову, финалистом конкурса «Директор школы» Ирина Геннадьевна стала в 2013 году, с тех пор она является экспертом ДШ и принимает участие в конкурсах, которые партнеры объявляют вне основной конкурсной программы. Опыт участия очень важен, об этом Ирина Геннадьевна знает, как никто, ведь она занималась горнолыжным спортом профессионально и даже была волонтером зимних Олимпийских игр в Сочи. В этом году Ирина Геннадьевна заработала для своих учеников три путевки в «Артек», победив в конкурсе эссе. Одну путевку заработала за успехи в учебе и творчестве сама ученица. Так что четверо учеников Новинской школы побывали в этом году в «Артеке» и шестеро отдохнули в «Орленке», таким образом лидерские практики учителей передаются детям. Ведь именно «Артек» и «Орленок» воспитывают лидерские качества.- Побывали в «Артеке» и родители. В октябре прошлого года там проводились сетевые образовательные модули, это была очень интересная и насыщенная программа. Мы взяли родительский актив, чтобы они своими глазами увидели, что такое новый формат урока. Понимаете, не мы им рассказали, а они сами все увидели, это очень вдохновляет.Нужно сказать, что директор и педагоги Новинской школы постоянно куда-то ездят, все время учатся новому. Накануне нашей беседы Ирина Геннадьевна и двое педагогов вернулись из Казани, где проводился недельный обучающий семинар для руководителей образовательных организаций. Татарстан давно стал столицей новаций в образовании. Конечно, директорам из других регионов было что посмотреть и чем восхититься. Очень серьезно Казань продвинулась в робототехнике, но даже там Ирина Геннадьевна не увидела ничего похожего на проект, который сейчас реализуют робототехники ее школы, – фрезерный станок с ЧПУ (разработка уже заняла 2‑е место в регионе и 3‑е место в России). То есть в чем-то Новинки уже и Казань опередили. И это не единственный пример. Для успешной школы это нормально – двигаться, развиваться, учиться и побеждать.P.S. О технологии успеха Новинской школы читайте на сайте по ссылке ug.ru/method_article/1206.пос. Новинки, Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте