Константин Дмитриевич Ушинский считал краеведение «отечествоведением», а включение местного материала в книги для учащихся – очень важным делом. Наказ великого русского педагога свято выполняют на Калужской земле. Вот только, наверное, не предполагал Ушинский, что не просто учительские рассказы будут предложены учащимся, но и интересная исследовательская деятельность.
В самом деле то, что находишь сам, ценится гораздо больше, чем то, что преподносят на блюдечке с голубой каемочкой. Вот и выстроили в области такую систему урочной, внеклассной и внешкольной работы, при которой каждый школьник не только занимается в кружках, не только участвует в поиске экспонатов и в создании школьных музеев, в экскурсиях и туристических походах, но и ведет непосредственные наблюдения и самостоятельные исследования.
Проходит все просто. Сначала дошкольники знакомятся с калужским фольклором, затем – с народными праздниками, коими всегда славилась Калужская область. Чтобы к празднику подготовиться, нужно досконально изучить игры, песни, танцы, а самое главное – традиции края. Но чтобы праздник провести по-настоящему, необходимо подумать о том, что его украсит, сделает ярким и незабываемым. Тут детки дружно приступают к изучению прикладного искусства, народных промыслов. Так потихонечку-полегонечку готовятся они к выходу на тропу. Но не военную, а самую что ни на есть мирную – экологическую. Например, детки из деревни Бронцы сначала изучают флору и фауну района, а затем приступают и к истории. Дело в том, что неподалеку от деревни есть карьер, где частенько находили окаменелые отпечатки доисторических животных и растений, эти местные экспонаты делают изучение истории делом удивительно увлекательным.
В каждом районе области своя система, но, пожалуй, самая интересная в Ферзиковском районе, где материалы, собранные местными краеведами, широко используются на самых разных уроках. Несколько лет назад было решено, что каждая малокомплектная сельская школа ну просто обязана иметь свой музей. Взрослые и дети вдруг отчетливо поняли, что уходят старики-ветераны, вместе с ними уходит живая история и неизвестно, что смогут передать своим детям нынешние школьники.
Началась работа, как водится, с первой страницы и длилась целый год. Ученики Кольцовской, Дугнинской, Сашкинской, Сугоновской, Бронцевской средних школ искали все памятные места, что были связаны с событиями Великой Отечественной войны: сожженные фашистами деревни, братские могилы, деревни, где родились и выросли Герои Советского Союза А.Карпов, А.Серегин, А.Соломатин, места, где располагались партизанские базы, подпольные госпитали, женский авиаполк под командованием Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой.
Второй год – вторая страница. Назвали ее «Города и веси». Оказалось, что школьники не только плохо знали историю Великой Отечественной войны, но незнакомы и с родной областью. Вот и собрали ферзиковцы информацию о почти ста населенных пунктах: и о том, как назывались они раньше, и какими были на протяжении всей истории существования.
Работа ребятам понравилась, и на третий год предложили они заполнить страницу «Дорога к храму». Брали церковь, часовню, выявляли, кто, когда и в честь кого их построил, какие легенды и сказания с тем местом связаны. Как правило, оказывалось, что история церкви или часовни связана с историей села, где они расположены, с людьми, что некогда здесь проживали и трудились. А дальше пошли и вовсе интересные страницы. «Замечательные люди района» – об уроженцах ферзиковской земли. «Школьные огни» – о истории своей школы, о школах, которые были тут до революции, о первых учителях и директорах, о зданиях и традициях. «Дворянские гнезда» – об усадьбах и о тех, кто в тех усадьбах жил. Славные, между прочим, люди были: Отечеству верно служили, культуру приумножали, о народе заботились. Осоргины, Прончищевы, Полторацкие, Еропкины, Голицыны, Чехов, Вахтеров.
Кому-то покажется, ребята просто сведения собирали о районе, а оказалось, родину свою малую узнавали и ее горячими патриотами становились.
Антон КАЛУЖАНИН,
будущий учитель истории одной из калужских сельских школ
Комментарии