Наталья ЛЕВИНА, заведующая кафедрой информационных технологий гимназии №1576: Одним из важнейших элементов управления качеством образования стал мониторинг качества образования. Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса. В настоящее время для этого предлагаются разные системы мониторинга.
В своей практике мы в гимназии №1576 при изучении предмета «Информатика и ИКТ» пользуемся такой системой мониторинга, которая позволяет проводить непрерывный контроль знаний учащихся. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:
– достигается ли цель образовательного процесса;
– существуют ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований и предпосылки для совершенствования работы преподавателя;
– соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.
Эта задача решается путем проведения входного, промежуточного и итогового срезов и анализа их результатов.
Подготовка срезов – непростой процесс, так как включает в себя анализ всей программы непрерывного курса предмета ИКТ в гимназии с 5-го по 11-й класс, соотнесение ее с кимами ЕГЭ по «Информатике и ИКТ» и выстраивание тематического планирования в соответствии с этим. Срезовые работы составляются в нескольких вариантах и состоят из заданий, требующих письменного ответа и практических заданий, выполняемых на компьютере. Основные типы заданий выбираются из предложенных в демоверсиях ЕГЭ. Причем письменные задания составляются в виде открытого теста для всех уровней без представления вариантов ответов для выбора. Такая форма побуждает учащихся не к поиску правильного ответа путем подбора, а к решению задач данного типа.
Входной срез проводится на второй или третьей неделе учебного года. Его цель – определение уровня знаний учащихся в начале цикла обучения. В ходе входного среза преподаватель осуществляет:
1. Прогнозирование (совместно с учениками) возможности успешного обучения на данном этапе.
2. Разработку совместно с классом схемы действий для преодоления затруднений в обучении.
3. Согласование предметных требований при переходе от одной темы учебного курса к другой.
4. Оценку наличия интегрированных связей в обучении.
5. Оценку методической подготовленности посредством экспертной оценки результатов среза.
Входной срез проводится в письменной форме или с применением компьютерных технологий по заданиям, составленным преподавателем и согласованным на кафедре информационных технологий. Результаты среза, анализ с выводами и предложениями обсуждаются с учащимися и на педагогическом совете.
Организация проведения среза осуществляется преподавателями, ведущими уроки по предмету. Как правило, каждый преподаватель проводит эту работу не в своей подгруппе, а в смежной подгруппе. Проведение контролируется учебными службами школы. Входной срез проводится во всех классах в соответствии с тематическим планированием для каждой параллели предмета ИКТ.
Анализ результатов входного среза дает возможность преподавателю:
– выбрать адекватную методику обучения;
– сформировать мотивацию учащихся;
– назначить дополнительные занятия для неуспевающих учащихся;
– провести коррекцию учебного тематического планирования для конкретного класса в зависимости от уровня усвоения изученных ранее тем.
Учащихся, способных усвоить методы решения задач высокого уровня сложности, можно объединять в группы для проведения факультативных занятий. Чаще всего класс состоит из учащихся разного уровня подготовки и способностей. В этом случае проводятся разноуровневые уроки обобщающего повторения. Для этого на основе анализа результатов диагностической работы учитель выделяет в классе условные группы учащихся одинакового уровня подготовки. По наиболее проблемным для данного класса темам разрабатывались модели уроков разноуровневого обобщающего повторения, готовились индивидуальные разноуровневые задания.
Цели проведения промежуточного среза:
оценка успешности продвижения учащихся в предметной области;
подведение промежуточных итогов обучения.
Задачи промежуточного среза:
оценка преподавателем успешности выбора методики обучения;
корректировка учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения.
Промежуточный срез, как и входной, проводится в письменной форме или на компьютере в середине декабря (конце второй четверти или полугодия). Результаты промежуточного среза анализируются и обсуждаются с учащимися и на заседаниях МО и кафедры информационных технологий.
Цель проведения итогового среза – подведение итогов завершающегося года обучения.
Задачи, решаемые при проведении итогового среза:
анализ результатов обучения;
оценка успешности освоения учащимися предмета;
анализ действий преподавателя на данном этапе обучения;
оценка и заключение об успешности выполнения учащимися учебной программы.
Итоговые срезы проводятся за две-три недели до окончания учебного года. Результаты срезов оформляются в виде таблиц сводных данных.
Согласно разработанной методике результаты срезовых работ анализируются следующим образом: для оценки динамики процесса обучения – от начального диагностирования к текущему и далее к итоговому – сравниваются данные по каждому классу по этим контрольным точкам в пределах установленного оценочного диапазона.
Эффективность использования методики срезовых работ предполагает разработку и использование сетевой организации взаимодействия участников образовательного процесса.
Разработка модели управления качеством образования на основе сетевого взаимодействия способствует совершенствованию системы непрерывного образования и реализации модели образования в нашей гимназии, созданию наиболее благоприятных условий для управления качеством образования.
Комментарии