Наблюдая за детьми, почти всегда можно заметить среди них тех, кому неинтересно активно участвовать в образовательном процессе, которые хотели бы делать что-то другое, самостоятельновыбранное ими.
Отчего так происходит? Отчего педагог часто насильно пытается чему-то научить ребенка, а тот пассивно или активно сопротивляется? Как сделать педагога и ребенка партнерами в исследовании окружающего мира, когда и большому, и маленькому одинаково любопытно то, чем оба в данный момент занимаются? А что, если активнее использовать экспериментирование в образовательном процессе с детьми?Экспериментирование – совместная деятельность детей и взрослых, направленная на формирование и развитие познавательного интереса, инициативы и творчества детей, которые проявляются в первую очередь в выборе содержания и предмета своих действий. Экспериментирование благотворно воздействует на состояние детей в период адаптации, снижает их тревожность, а опыт совместной деятельности с воспитателем позволяет быстрее устанавливать доверительные отношения.Изначально экспериментирование в нашем саду было частью игровых сеансов для родителей с детьми от полутора до трех лет, посещающих группы кратковременного пребывания «Вместе с мамой». Это было несколько ларцов, в каждом из которых находились различные, часто неожиданные, предметы, интуитивно наталкивающие малыша и взрослого на различные действия с ними (бескорыстное экспериментирование). Дети свободно переходили от одного ларца к другому. Обычно одна игра длилась от одной до трех минут. Каждый ребенок занимался самостоятельно с предложенными материалами столько, сколько хочет.Сегодня у нас две экспериментальные лаборатории. Одна из них – сенсорная – продолжает традиции, заложенные игровыми сеансами «Вместе с мамой». Среди игровых атрибутов 30 ларцов с играми, которые пополняют по мере необходимости. Игры построены на принципах Монтессори-педагогики (в первую очередь автодидактизма). Кроме детей группы кратковременного пребывания сенсорную лабораторию посещают дети младшего и старшего дошкольного возраста с воспитателями или с родителями. В зависимости от возраста детей содержимое ларцов может меняться или оставаться прежним, но тогда усложняется задача, встающая перед ребенком.Вторую лабораторию мы назвали лабораторией песка. В ней созданы условия для детских игр и экспериментальной деятельности с песком: «песочный круг», «творцы миров», живой песок (living sand), рисование песком на световых планшетах (sand art), рисование цветным песком на бумаге. Лабораторию песка посещают дети всех возрастов и взрослые. Песок может быть сухим и мокрым. Именно эти свойства и притягивают к себе ребенка, завораживая его, стимулируя для творческой деятельности. Игры с песком развивают тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию. Малыши могут по очереди закапывать в песок «сокровища» и находить их; мочить песок с помощью пульверизатора, делать куличики; рисовать на песке картинки и узоры пальцами или с помощью крышек от пластиковых бутылок; по отпечаткам угадывать игрушку. Для старших дошкольников это может быть экспериментирование с различными предметами и разной постановкой кистей рук, оставляющими следы на песке; создание картин-коллажей с помощью отпечатков; создание картин на песке с помощью различных материалов (прием песочного круга); создание картин из цветного песка; создание своей волшебной страны, проигрывание различных ролей.Экспериментирование развивает исследовательский интерес, познавательную активность, умение адаптироваться в меняющихся условиях, так как лаборатории предлагают детям свободный выбор, случается, что несколько детей одновременно выбирают одну игру, тогда становятся актуальными умения договариваться, считаться с интересами другого, отстаивать свои интересы, находить компромиссы, разрешать конфликты, адекватно выражать свои чувства, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.В сегодняшнем виде лаборатории могут принять детей в индивидуальном порядке, в подгрупповом или целой группой. Дети могут свободно выбирать себе занятия, могут переходить из одной лаборатории в другую и обратно. Дети свободны в выборе участников по совместной деятельности как среди сверстников, так и среди взрослых.Чем больше дети и взрослые заняты исследовательской деятельностью, тем больше у них рождается идей о том, чем еще хотелось бы заняться. Новые лаборатории ждут своего часа!Галина ЗУБОВА, школа №1908
Комментарии