Итоговый городской фестиваль творческих проектов столичных педагогов по поддержке индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Московском институте развития образования стал настоящим праздником.
Как известно, 1 января 2014 г. вступил в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, в процессе освоения которой у ребенка возникает мотивация к познанию и творчеству, что становится основополагающей ценностной установкой современного мира, это принципиально меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.Организаторы фестиваля – Департамент образования и Московский институт развития образования – вместе с Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования и Московским городским экспертно-консультативным советом родительской общественности смогли создать поистине интеллектуальное поле для творчества и обмена опытом. Фестиваль, который проходил под девизом «Москва – город культуры детства», вызвал большой интерес, в нем участвовали около 200 педагогов. Всего в оргкомитет поступило более 80 заявок из образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, а гостями фестиваля стали около 200 заинтересованных педагогов столицы. Целью фестиваля было распространение образовательных практик моделирования социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке детской индивидуальности и инициативы, овладению детьми культурными средствами деятельности и способами коммуникации. Работы, представленные участниками фестиваля, отражали самые разнообразные способы и направления поддержки педагогами детский инициативы, что входит в состав обязательной части содержательного раздела основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.С работами 25 лауреатов фестиваля можно было ознакомиться на четырех презентационных площадках.На первой – «Коммуникативная инициатива: взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми» – были представлены проекты «Карта мечты» (школа №1371 с углубленным изучением английского языка, ЗАО), «Мир детства в стране Образование» (гимназия №1562 имени Артема Боровика, ЮВАО); «Карусель детских вопросов» (школа №1262 с углубленным изучением иностранного языка им. А.Н.Островского, ЦАО); «Сказка на день и мир целиком или способы выражения себя и мира через себя» (Центр образования №734 «Школа самоопределения», ВАО), «Неведомые дорожки» (гимназия №1507, ЮЗАО).На второй – «Творческая инициатива в игре и в процессе овладения социокультурными ценностями» – были представлены проекты, использующие игровые технологии: «Читай-дерево» (гимназия №1532, ЮЗАО); «Театр глазами детей» (гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория», ВАО); «Гадкий утенок», спектакль по мотивам сказки Г.Х.Андерсена (гимназия №1306, ЗАО); «Тайна театральной куклы» (школа №2005, СЗАО); «Ребенок четырех-пяти лет: куклы своими руками» (лицей №1367, ЮВАО); «Хорошо, когда с утра начинается игра» (гимназия №1512, ВАО); «Книжкин дом» (школа №842, Зеленоград).Большой интерес гостей и участников фестиваля привлекала третья площадка – «Познавательная инициатива и любознательность», где были представлены проекты «Занятие, продолженное детьми» (Центр образования №734 «Школа самоопределения», ВАО); «Гольяново – территория без опасности» (лицей №1598, ВАО); «Большие возможности маленькой пуговицы» (школа №1056, СЗАО); «Два шага в Страну чудес: береги и созидай!» (Центр развития ребенка – детский сад №2662, СЗАО); «Время и его история во времени» (№709, СВАО); «Рождение герба. История и современность» (школа №240 с углубленным изучением экономики, СВАО); «Экспериментирование: исследовательская деятельность детей и взрослых» (школа №1908, ЮВАО); «Мир вокруг нас» (школа №1474, САО).Наконец, на четвертой площадке – «Произвольность и целеполагание в разных видах деятельности» – всех ожидали открытия в проектах «Мяч – предмет для великого многообразия действий» (гимназия №1409, САО); «Осенняя, зимняя и весенняя олимпиады детского сада» (Центр образования №734 «Школа самоопределения», ВАО); «Удивительные истории журавлика и дракона» (школа №289, СВАО); «Наш живой букварь» (гимназия №1306, ЗАО); «Мультипликация в целостном образовательном процессе» (школа №922, ВАО).Представление педагогами творческих проектов включало пространственные тематические композиции; видеофильмы, слайд-шоу и фотоколлекции проектов; авторские эссе; мастер-классы; игровые сеансы; тематические диалоги с гостями; организованное пространство для дискуссий и другие интерактивные формы, отражающие педагогические идеи и находки участников фестиваля.Участники фестиваля смогли не только ознакомиться с творческими проектами и их авторами, но и окунуться в атмосферу образовательного процесса, нацеленного на детское развитие, попытаться прожить и примерить современные развивающие педагогические технологии на себя и собственную практику работы с детьми.В рамках фестиваля была также представлена широкая параллельная программа, отражающая возможности содержательного партнерства образования с федеральными и московскими учреждениями культуры. Посетив «Музейный и книжный остров», гости фестиваля в диалоге с сотрудниками Российской государственной детской библиотеки ознакомились с информационными ресурсами, посвященными современной детской книге и особенностям выстраивания культурной практики чтения в образовательном учреждении и в семье (видеоинтервью). Живой интерес у гостей фестиваля вызвала экспозиция московского Музея наивного искусства. Особое место в параллельной программе фестиваля занимал раздел «Культура современного детства с позиции профессионалов – производителей современных товаров и услуг для детского развития». Представители Ассоциации участников рынка арт-индустрии организовали для гостей фестиваля «апробацию» новых материалов и способов детско-взрослого творчества, все желающие смогли попробовать в действии различные материалы, позволяющие детям активно экспериментировать и создавать с достаточной долей самостоятельности разнообразные индивидуализированные продукты (рисунки, поделки, конструкции). Гости фестиваля вместе с представителями Ассоциации индустрии детских товаров поучаствовали в сеансах сюжетных игр с использованием игрового комплекта «Жили-были, поживали…», в «Игротеке» они ознакомились с современными настольными играми и научились в них играть, в многоцветье фестиваля каждый мог погрузиться в пространство для размышлений и совершить «Метафорическое путешествие», определив для себя основы взаимосвязи образования и культуры через мысли выдающихся представителей российской науки и искусства. Сюрпризом для гостей и участников фестиваля стала его концертная программа.Фестиваль творческих проектов педагогов показал, что реализация этого «нестандартного стандарта» – дело людей высокопрофессиональных, неравнодушных, инициативных, потому что только такие способны увидеть особенное в каждом ребенке и открыть перед ним множество возможностей проявить себя в содержательной деятельности. Такие способны увидеть особенное в каждом ребенке и открыть перед ним множество возможностей проявить себя в содержательной деятельности. Татьяна АЛИЕВА,Галина УРАДОВСКИХ,Елена АРНАУТОВА,Ольга НЕХОРОШКИНА, научные сотрудники МИРО
Комментарии