Цели урока. Образовательные: – повторить законы алгебры логики; – повторить построение логического выражения по высказыванию и логической схеме; – закрепить навык решения логических выражений с помощью электронных таблиц; – закрепить навык построения переключательных схем по логическому выражению. Развивающая: развивать логическое мышление и умение анализировать ситуации. Воспитательная: воспитывать чувство порядочности и ответственности за совершенные поступки.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Оборудование
1) персональный компьютер для каждого ученика;
2) дополнительная литература по законам логики и работе в Microsoft Excel (вставка функций);
3) материалы «дела» на столе у каждого ребенка;
4) ватман, цветные маркеры.
Ход урока
1. Организационный этап Учитель приветствует детей.
2. Целеполагание
Учитель: Сегодня вы будете выступать в роли следователей. У каждого на столе лежит папка с делом. Вы должны выяснить все обстоятельства дела и выявить виновного.
3. Изучение документации по делу
Учитель: Начнем работу с делом №538. Откройте папки. Первый документ, который необходимо изучить, – «Акт обследования места происшествия» (приложение 1). Составьте план работы по расследованию данного происшествия.
План работы:
1) осмотр места происшествия;
2) опрос свидетелей;
3) выдвижение версий расследования;
4) выявление виновника происшествия;
5) допрос обвиняемого;
6) проверка сведений;
7) закрытие дела ввиду отсутствия состава преступления или передача дела в суд.
4. Изучение протокола опроса свидетелей
Учитель: Давайте ознакомимся с показаниями свидетелей дорожно-транспортного происшествия (приложение 2).
– Что прояснилось в данном деле после опроса свидетелей? Или, может, они нас запутали? Что делать дальше?
Дети продумывают план действий для установления истины:
а) Составить логическое выражение, используя протокол опроса свидетелей (разбивка на простые высказывания и составление сложного) и сведения, которые выяснились при дальнейшем расследовании дела:
А={Машина – «жигули»}
В={Первая цифра номера – 1}
С={Машина – «москвич»}
D={Первая цифра номера – 7}
E= {Машина – иномарка}
F={Первая цифра номера не 1}
Высказывания B и F противоположны. Заменим F на (не В).
б) В ходе дальнейшего расследования выяснилось, что каждый из свидетелей правильно указал либо марку машины, либо только первую цифру номера машины.
в) Составить таблицу истинности и рассмотреть всевозможные варианты. (Работа на компьютере в программе MS Excel).
5. Работа с электронной таблицей Microsoft Excel
Учитель: Сколько истинных значений получилось при решении логической задачи? (Приложение 3.)
Дети составляют таблицу истинности, используя законы логики и возможности программы Microsoft Excel, выявляют истинные значения логического выражения.
Учитель: Как определить истинного виновника происшествия?
Дети: Рассмотреть все возможные комбинации истинных результатов исследования, проанализировать исходные (простые) высказывания и исходя из противоречий определить марку машины и истинного виновника происшествия.
6. Изучение протокола допроса обвиняемого, работа с программой Microsoft Excel по проверке сведений, полученных от подозреваемого
Учитель: Виновник происшествия установлен. Нужно его допросить. Ознакомьтесь с протоколом допроса подозреваемого в совершении наезда (приложение 4).
– Подозреваемый свою вину отрицает. Может быть, он не виноват?
Чтобы проверить истинность высказываний подозреваемого, надо проверить работу светофора:
1. Изучить его логическую схему.
2. Составить логическое выражение.
3. Составить таблицу истинности. Работа в MS Excel (приложение 5).
4. Выявить ложь или подтвердить истину высказываний подозреваемого.
7. Передача дела в суд или закрытие дела за отсутствием состава преступления
Ребята делают вывод о виновности подозреваемого. Решают, что он виновен.
8. Рассмотрение дела в суде и создание схемы голосования
Учитель: Подсудимый изъявил желание, чтобы его судил суд присяжных. Суд присяжных состоит из трех рядовых членов и председателя.
Постройте электрическую цепь для тайного голосования. Оно производится следующим образом: каждый присяжный при голосовании «за» (виновен) нажимает кнопку. Лампочка зажигается в случаях, если предложение набрало большинство голосов или число голосов «за» и «против» равное, но за предложение подан голос председателя.
Ученики работают в мини-группах – создают электрическую схему для тайного голосования судом присяжных. Необходимо:
1) составить логическое выражение и, используя законы логики, упростить его;
2) по логическому выражению составить электрическую (переключательную) схему для тайного голосования;
3) рассмотреть предложенные варианты переключательной схемы для тайного голосования и сравнить с правильным решением данного логического выражения (правильная схема выводится для обозрения на интерактивной доске).
Учитель анализирует допущенные ошибки.
9. Итог урока
Учитель: Каковы шансы, что подозреваемого оправдают?
Ребята должны рассмотреть всевозможные варианты голосования и проанализировать, в каких случаях подозреваемый будет оправдан, а в каких обвинен.
Виктория БУТОРИНА, учитель информатики и математики средней школы села Байкалово
Тобольский район, Тюменская область
P.S. Разработка публикуется с сокращениями некоторых приложений.
Комментарии