Перед началом межрегионального форума «Культурный код педагога», где главной темой стало конкурсное движение, одна из его участниц, учитель английского языка школы №4 города Сосновый Бор Ленинградской области Луиза Мустафаева заметила, что конкурс – это развитие и профессиональный рост. Ведь, демонстрируя свои наработки, можно познакомиться с массой уникальных технологий и приемов коллег, поэтому любой конкурс преподносит тебе открытие.
Сосновоборский педагог, конечно, права, и программа форума это только подтвердила. Здесь были представлены мастер-классы как победителей и лауреатов профессиональных конкурсов, так и известных деятелей культуры, без сомнения, ставшие для кого-то открытием.
Но, прежде чем рассказать о них, следует напомнить, что межрегиональный форум молодых педагогов «Культурный код педагога» проходит уже в третий раз. В 2023 году он реализован как совместный проект Общероссийского Профсоюза образования, Межрегиональной организации профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПбАППО), Информационно-методического центра Красносельского района Санкт-Петербурга, Совета молодых педагогов Красносельского района и города Красное Село. По словам идеолога форума, наставника Совета молодых педагогов Красносельского района Антона Левцова, это пример действительно эффективного социального партнерства.
– Конечно же, в Год педагога и наставника нельзя было не поговорить о конкурсном движении, и именно этой теме посвящено наше образовательное событие, – пояснил Антон Левцов. – Конкурс помогает посмотреть на себя со стороны, позволяет систематизировать опыт педагогической практики, увидеть сильные и слабые стороны в своей работе, создает условия для обмена опытом и влияет на качество обучения.
Форум «Культурный код педагога», который собрал более 300 участников, проходил на базе нового культурно-досугового комплекса «Красносельский». Заместитель главы города Красное Село Сергей Якунин отметил, что это хороший почин, а также добавил, что городская администрация всегда готова поддерживать интересные проекты в сфере образования.
От лица Межрегиональной организации профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области к педагогическому сообществу обратился ее председатель Иван Кайнов. Он подчеркнул, что сегодня, в период переоценки смыслов, ориентиров, важно говорить об образовании как о части культуры и помнить, что воспитанием культуры занимается не только семья, но и школа. Заведующая Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников СПбАППО Кристина Зайцева, в свою очередь, добавила, что форум позволяет не забывать о таком явлении, как наставническая культура, которая, объединяя социальных партнеров, играет огромную роль в поддержке и сопровождении педагогов.
Также о поддержке конкурсного движения рассказала председатель Красносельской районной организации Общероссийского Профсоюза образования Светлана Занкевич. К примеру, профсоюз совместно с ИМЦ Красносельского района выступает организатором конкурса «Учитель здоровья в Санкт-Петербурге», и в этом году принято важное решение вручать денежное поощрение всем финалистам. Также в течение двух лет в районе реализуется проект «Педагогический взрыв», в рамках которого проходят встречи молодежи с участниками различных профессиональных конкурсов. На многих образовательных мероприятиях представители профсоюзной организации рассказывают, чем занимается профсоюз, как защищает права работников, как поддерживает.
– Я иногда слышу реплики о том, что «слишком много конкурсов», но мы живем в динамичный век, и конкурсы – это динамичное погружение в профессиональную деятельность, которое позволяет эффективно повышать свой уровень, – продолжила разговор директор ИМЦ Красносельского района Татьяна Сенкевич. – Если говорить о нашем Красносельском районе, то мы уделяем внимание развитию конкурсного движения, потому что это не только профессиональный рост отдельного учителя, но и создание профессионального сообщества, внутри которого люди общаются, выходят на новый уровень, поддерживают других. За последние 10 лет количество участников конкурсов у нас выросло в 10 раз! Это результат серьезной и системной работы. Я считаю, что людям нужно объяснять, что такое конкурс, сопровождать их, помогать искать в своей практике ту изюминку, которую потом можно транслировать.
Хорошей традицией форума стало проведение мастер-классов от лидеров образования. Так, своим видением того, как сделать историю живой, поделился лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2023 Павел Гурьянов. Лучший учитель Ленинградской области уверен, что с помощью артефактов, сделанных своими руками, можно заглянуть в глубь веков и ощутить незримую связь между прошлым и настоящим. Победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2023 Михаил Витте предложил коллегам свой взгляд на то, как сформировать инженерное мышление у детей. Для этого можно применять разные формы коллективной работы, где бы могли найти себе применение и «карьеристы», и «исследователи».
Юлия Загорская, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2014, рассказала о том, как пришла в конкурсное движение и что нужно учитывать тем, кто только начинает свой творческий путь. Например, она пояснила, что в ходе конкурса нельзя терять уверенность, но и нельзя быть ментором. Наоборот, нужно стремиться быть открытым, предлагать то, что умеешь. Кроме того, очень важно понимать, что за подготовкой к конкурсу стоит командная работа и любая победа – результат такой работы. А победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» Вероника Ряшенцева (Калининград) познакомила участников форума с этапами конкурса, в котором стала лидером, а также еще раз напомнила, что в педагогической практике важно обращать внимание не только на предметное, но и на личностное развитие ученика.
Изюминкой форума можно считать фееричное выступление заслуженного артиста РФ, актера и режиссера Молодежного театра на Фонтанке Михаила Черняка, который затронул такую глубокую тему, как человеческое общение. К сожалению, все чаще в нем проявляется то, о чем писал еще Антон Павлович Чехов: люди слушают, но не слышат друг друга. По определению Михаила Черняка, в этом им мешают информационно-коммуникационные фильтры. Они возникают не только извне. Внутренне человек тоже строит стены, через которые не может пробиться смысл сказанного собеседником. В этих барьерах есть и положительное, и отрицательное, но, если вы хотите быть услышанным, то можно применять ряд инструментов. В частности, разнообразить свой лексикон метафорами, ссылаться на авторитетные мнения, использовать случаи из жизни, учиться быть отличным рассказчиком. Все эти навыки пригодятся не только в повседневной жизни, но и в образовательном процессе, в том числе для привлечения внимания учеников к теме урока.
Наталья АЛЕКСЮТИНА. Санкт-Петербург
Комментарии