Знаете ли вы, что такое анималотерапия? А иппотерапия? А вот психолог Станции юных натуралистов города Чайковский Пермского края Татьяна АНАНЬИНА не только знает, но и активно использует эти подходы в своей деятельности. Ее конкурсная работа называется «Роль животных в эмоциональном развитии ребенка». Это сценарий родительского собрания, на котором папы и мамы узнают, какое благотворное действие на психику и здоровье детей оказывают братья наши меньшие.
Чтобы выпускник учреждения системы среднего профессионального образования имел весь необходимый набор знаний, умений и навыков в области психологии, мало традиционного учебника, даже утвержденного министерством. Именно поэтому Елена ГАЙНУЛИНА, преподаватель Троицкого педагогического колледжа Челябинской области, составила электронное учебное пособие по своему предмету, которое способно значительно облегчить жизнь как педагогам, так и учащимся.
Ольга ЗЕЛЕПУКИНА из Усманского педагогического колледжа Липецкой области также ищет новые пути в преподавании психологии. По ее мнению, этот предмет – неотъемлемая часть подготовки конкурентоспособного на рынке труда выпускника. Ведь психологическая культура будущего учителя, позитивное отношение к миру, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими – все это необходимые компоненты личности педагога демократического общества. Данные принципы Ольга раскрыла в серии уроков.
В своих речах учителя и ученики очень часто употребляют слово «личность». Личность следует уважать, личное пространство не нарушать, личные интересы – учитывать… Но что, собственно, скрывается за самим термином? Именно этому посвящен урок педагога-психолога Нартасской школы Турекского района Республики Марий Эл Анны ПОТАЕВОЙ, который так и называется – «Что такое личность?». Подобные занятия нужны, чтобы человек осознал собственное «я» и научился уважать других людей – старших, младших и ровесников.
Школьный психолог призван помочь детям решать те насущные проблемы, которые мешают им быть успешными как в классе, так дома и на улице. Педагог-психолог лицея №1 Усолья-Сибирского Иркутской области Валентина ГАНЬШИНА в рамках созданного ею клуба «Зеркало» разработала серию занятий для учеников 8-11-х классов, одно из которых так и называется – «Психологические приемы и технологии достижения успеха». Хочется верить, что ее лицеисты смогут без труда найти себя в жизни, реализовав все свои задумки и начинания.
В предпрофильном и профильном обучении не обойтись без активизирующей технологии формирования заинтересованной позиции ученика. Это направление педагог-психолог Людмила УРСУЛЕНКО из того же лицея Усолья-Сибирского разрабатывает не первый год. Она прислала на конкурс урок-игру в 8-м классе «Кандидат», с помощью которой ребята могут не только узнать больше о той или иной профессии, но и вжиться в новую «роль».
Педагог-психолог Инна МИХАЙЛОВА и педагог дополнительного образования Любовь КОВАЛЕНКО из начальной школы №279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Н.А.Лучина, что в городе Гаджиево Мурманской области, прекрасно понимают, насколько важно с самого начала учебы помочь ребенку научиться владеть собой, настраиваться на работу и вовремя переключать внимание. Для этого они разработали серию занятий для первоклассников под общим названием «Я умею!». Думаю, подобные уроки следует проводить повсеместно – тогда в старших классах ребята смогут избежать очень многих проблем.
Огромный массив наработанных за годы активной деятельности материалов прислала на конкурс педагог-психолог гимназии Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа Мария САНДУЛЯК. Среди них «Программа социально-эмоционального развития детей 5-6 лет», «Программа развития самосознания и формирования нравственного иммунитета детей 7-16 лет средствами сказкотерапии», конспекты уроков психологии в рамках интегрированного психолого-логопедического курса «Гармония» и многое другое. Особое уважение вызывает внушительная подборка авторских сказок, созданных учениками Сандуляк. Словом, очень и очень солидно!
Учитель начальных классов Наталья ЛЕМАН параллельно является еще и педагогом-психологом школы №23 Копейска Челябинской области. Она представила на суд жюри коррекционную программу для начальной школы «Город развития речи» и программу профильного курса «Основы психологии». Таким образом, конкурсант обозначила старт и финиш школьного курса психологии, охватив все классы, с первого по выпускной.
В заключение хочу сказать, что хотя психологов в этом году участвует в конкурсе гораздо больше, чем в прошлом, все-таки работ пока еще прислано мало. И это очень обидно, так как бесценный опыт моих коллег необходимо транслировать на всю страну и распространять по школам. А сделать это можно лишь в том случае, если мы начнем делиться друг с другом своими разработками, в том числе и посредством конкурса «Сто друзей».
Ольга КОНОВАЛОВА, педагог-психолог, ведущий сотрудник Ассоциации развития «Новая высота»
Комментарии