Грядущий год ознаменован 100-летним юбилеем Великой Октябрьской социалистической революции (большинству граждан она знакома именно под этим названием). Однако, учитывая весьма неоднозначную трактовку тех событий даже профессиональными историками (не говоря уже о политиках), рядовые педагоги сталкиваются с проблемой: что же, собственно, можно и нужно рассказывать нашим ученикам о делах давно минувших лет? Какие уроки нужно извлечь? От чего предостеречь? Обсуждению этих вопросов была посвящена пресс-конференция, организованная Российским военно-историческим обществом совместно с издательским домом «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ».
– О событиях столетней давности надо говорить прежде всего в плане осознания трагедии, которую пережила наша страна, наш народ, – уверен главный редактор объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» Руслан Гагкуев. – Нужно прекратить противопоставлять красных – белым, богатых – бедным, дворян – пролетариату, кулаков – крестьянам и так далее. Подобный подход ведет лишь к еще большему разобщению людей. Надо примириться с собственной историей, перестать искать виноватых, ибо вина лежит на всех.- На мой взгляд, рассказывая детям о том, что произошло тогда, внимание стоит заострить на главном: власть должна заботиться о народе, а не использовать его в качестве расходного материала при достижении каких-то своих целей, – убежден доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Всеобщей истории РАН Александр Шубин. – Революция – это крайне болезненная и кровавая операция, и нельзя доводить народ до такого состояния, чтобы он свергал власть силовыми методами.- Каждому из нас, и ученикам в особенности, нужно понять: на протяжении XX века нашу страну дважды (!) разменяли в угоду политическим взглядам, – считает историк, писатель, общественный деятель Армен Гаспарян. – Первый раз – в 1917 году, второй – уже в 90-е годы. И цена этих разменов чудовищна, поскольку измеряется миллионами жизней и сломанных судеб. Однако я бы очень не хотел, чтобы СМИ весь год смаковали, кто больше крови пролил – коммунисты или белогвардейцы, ибо убийцами являются и те и другие. Стремление доказать, что одни палачи более жестокие, чем другие, ни к чему хорошему не приведет. Нужно просто открыто сказать себе, что мы больше не хотим повторения этой трагедии и не допустим ее! И еще. Хватит рассматривать исторические события через призму политики. Почему-то во Франции то, что происходило в период с 1789 по 1799 год, называют Великой французской революцией и не пытаются искать более или менее виноватых. А ведь тогда тоже были и репрессии, и массовые казни, и много чего еще.Кстати, по словам Армена Гаспаряна, нам стоит поучиться у французов и не делить события вековой давности на буржуазную Февральскую и социалистическую Октябрьскую. Самое правильное название для этого – Великая русская революция. И нельзя ограничивать ее рамками только 1917 года, логичнее отнести сюда все, что происходило с момента падения царской власти и вплоть до основания Советского Союза 30 декабря 1922 года.- Часто можно слышать о том, что кто-то решил поставить на наших людях грандиозный социальный эксперимент, и все это было проделано некими коварными и злобными внешними силами, – говорит начальник научного отдела кафедры политических исследований России и постсоветского пространства Российского военно-исторического общества Юрий Никифоров. – Мне кажется, это не только псевдонаучная, но и весьма оскорбительная для нас точка зрения. Мол, мы сами по себе лишь пешки, марионетки, готовые развалить собственную страну за какие-то мифические германские деньги. На самом деле роль внешнего фактора чрезмерно преувеличена, а то, что реально произошло, было сделано нами самими. Но произошло это потому, что на тот момент в стране назрел реальный социальный, политический и экономический кризис.- Революция породила колоссальный всплеск социальной и культурной активности, и это именно массовое явление, – напоминает учитель-методист московской школы №627 Сергей Агафонов. – Было создано столько эмоциональных произведений, появилось столько гениальных имен – Сергей Эйзенштейн, Аркадий Гайдар, Александр Фадеев, Михаил Шолохов, Константин Юон. Можно ли после этого утверждать, что в самом народе все это либо не вызвало вообще никакого отклика, либо пробудило лишь деструктивные силы и стремления?Кстати, уверен Сергей Агафонов, революционная культура – отличный способ привлечь внимание детей к тому, что, по их меркам, произошло очень и очень давно, а также помочь понять, что же, собственно, это было. Вовсе не обязательно учить непосредственно исторические книги, порой достаточно короткого разговора Маяковского с Блоком, где один спрашивает, как дела, а другой отвечает, мол, хорошо, вот только библиотеку в деревне сожгли. Огромное впечатление оказывают на ребят картины и фильмы той эпохи. При этом лучше не заострять внимание на мрачной безысходности, которой порой пронизаны повествования тех лет. На самом деле дети должны понять: Россия в тот период совершила громадный культурный переворот, дав возможность огромному количеству людей получить образование. В конце концов следствие революции – это не только террор, война, голод и разруха, но и выход СССР на мировую арену в качестве сильного и полноправного государства.Юрий Никифоров, однако, рекомендует читать именно хронику, знакомиться не только с художественными, но и документальными фильмами, изучать фотографии, песни, записки самих революционеров.А Александр Шубин настоятельно советует отдавать предпочтение книгам со сносками, ибо это показатель того, что автор действительно в теме, работал с архивами и понимает, о чем пишет.К сожалению, сетует Армен Гаспарян, очень многие произведения, посвященные революции, сегодня не переиздают по весьма банальной причине – книги эти защищены законом об авторском праве. Что, может быть, и правильно с точки зрения закона, но довольно странно с позиции здравой логики, ибо мемуары и воспоминания тех же белогвардейцев на полках магазинов присутствуют в большом количестве и великом разнообразии, а ознакомиться с точкой зрения противоположной стороны довольно проблематично. Приходится пользоваться электронными источниками.Но и это, оказывается, не так просто! По словам Александра Шубина, в борьбе с «экстремистскими» ресурсами под раздачу нередко попадают те сайты и порталы, где хранится очень много полезных материалов, в том числе чисто научных исследований, статей и монографий.В заключение участники пресс-конференции обсудили весьма деликатный вопрос «региональной истории».- Как известно, современные учебники истории России написаны в строгом соответствии с единой концепцией преподавания этого предмета в школе, – отметил Юрий Никифоров. – При этом можно констатировать, что во многих субъектах Федерации существуют свои собственные пособия, в том числе и по краеведению, где изложена альтернативная точка зрения на исторические события. В этих книгах порой авторы изображают какую-то параллельную реальность, рассказывая о событиях прошлого без какой-либо привязки к курсу истории нашей страны. Или, что хуже, опровергают содержание этого курса. Дескать, на самом деле все было не так, а совсем иначе. Это во многом касается и событий столетней давности. Думаю, нам пора навести порядок в этом вопросе.
Комментарии