Рождается человек. В общество приходит наш собрат. Он мал, слаб, ничего не знает. В зависимости от условий, в которых он окажется, ребенок превратится или в развитую, ориентированную на созидание личность, способную жить без барьеров и границ, или в существо с отрицательным знаком, способное лишь к разрушению.
Цель моей педагогической деятельности – в свершении очеловечивания, становления личности каждого ребенка, оказавшегося под моей опекой. Однако человек есть саморазвивающееся, самоопределяющееся существо. Понимаю, что человек, в сущности, воспитывает себя сам, ведь с научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого. То есть я, педагог, по одному собственному произволу не могу сделать ребенка ни хуже, ни лучше, могу лишь в некоторой степени создать условия, чтобы ребенок сам захотел стать таким, каким бы хотелось мне его видеть.Какова же моя роль? Учитель – помощник, советник, воспитатель пока еще слабых духом детских сердец, защитник своих воспитанников в коллизиях детской жизни, а не архитектор и не начальник детских душ. Хочу, чтобы мои дети были хорошими, и делаю все, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.Ребенка не надо переделывать, поскольку он хороший от природы. Его надо принимать таким, каков он есть, искать задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь для него самого.На мой взгляд, самое главное приобретение, которое необходимо ребенку в период школьного обучения, – это чувство собственного достоинства, вера в себя, в то, что он знает, умеет и на что способен. Этого достичь можно только добром. Только добро порождает добро, именно это завещал В.Сухомлинский. Воспитывать может только человек органически добрый и великодушный, способный верить воспитаннику и прощать его, удивляться его успехам и профессионально спокойно встречать неудачи. Воспитывает только тот, кому дети полностью доверяют, кого искренне уважают, образу которого стремятся подражать.Человек делает добро, поступает по совести, потому что он добр, совестлив и не может жить иначе. Человек любит, потому что не может не любить. Ведь любимый человек видит в любимом то, чего не видят другие, чего не видит весь мир. Воспитывать – значит пробуждать способность любить. Ребенку можно дать все, если окружить его любовью, и лишить всего, если не развивать его способность сердцем стремиться к сердцу человека. Чтобы делать добро, надо приложить душевный труд, большую силу, и эта сила – любовь к людям. Обычно говорят, что всех любить невозможно, тем не менее надо прежде всего научиться человека любить, тогда ему будет что и кого любить. Понимание того, что человек без любви – жалкое существо, было у апостола Павла: «Если я говорю языком человеческим и ангельским, а любви не имею, то я медь звенящая. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и не имею любви, то я ничто». Жить любя – вот ремесло, которому нужно обучать ребенка. И, выходя из моих рук, пусть ребенок не будет ни судьей, ни священником, но он будет человеком. Всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае надобности так же хорошо, как и всякий другой.Жить – значит уметь пользоваться всей полнотой чувств, всеми способностями, всеми частями своего существа, стирая барьеры, раздвигая границы.Ольга СВЕТЛОВА, учитель-дефектолог СКОШ №482
Комментарии