search
main
0

Делать так, чтобы не пришлось говорить: «Не верю!»

Как мы знаем, а если не знаем, то достаточно посетить сайт Московского центра образовательного права, аттестация московского учителя проходит как в форме представления портфолио, так и на основе экспертного заключения самого образовательного учреждения.

И​сторически сложилось, что аттестация – отзыв, заключающий в себе изложение фактов и их оценку. На официальном языке времен правления императора Александра II Освободителя аттестация означала отзыв о способности и благонадежности. В послужном списке каждого служащего в особой графе отмечалось: «Способен ли к продолжению статской службы и достоин ли повышения чином, а если нет, то по каким причинам». Цель аттестации за последние 150 лет, как мы видим, мало изменилась!Методики проведения аттестации приняты Москвой, безусловно, их будут дорабатывать, в них будут вносить коррективы. Необходимо нормативное закрепление стандартов профессиональной деятельности педагога, ориентированного на новые образовательные результаты; введение основанной на новых стандартах системы аттестации, профессиональной экспертизы и оплаты труда, стимулирующей профессиональное развитие. Такие шаги в Москве уже сделаны.Портфолио учителя – один из способов фиксирования, накопления материалов, которые демонстрируют уровень роста профессионализма учителя и умение решать задачи в своей практической деятельности. Портфолио учителя отмечает уровень подготовленности педагога, а также уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности, оно помогает проанализировать, представить значимые и яркие профессиональные результаты, обеспечивает мониторинг индивидуального роста учителя. Впервые с серьезным портфолио учителя я ознакомился при проведении экспертизы документов в рамках Всероссийского конкурса на получение денежного поощрения в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (в народе этот конкурс получил название «Грант президента»). В 2006 году, ровно через год после старта ПНПО, состоялась пресс-конференция тогдашнего заместителя министра образования и науки Исаака Калины по проведению конкурса лучших учителей. На этой конференции и я задал такой вопрос Исааку Иосифовичу: «Возможно ли на основании только лишь документов, представленных школой, учителем, родительской общественностью, социальными партнерами, определить лучшего?» Точно не помню, что ответил Исаак Иосифович, но основная мысль звучала так: «Можно. При честной, открытой и прозрачной процедуре». И каждый год (а это уже 6 лет), чтобы подтвердить это мнение, после бумажного отбора «лучших» я посещал уроки 2-3 учителей, которых выбрало экспертное сообщество. В 100 процентах мнение экспертов по рассмотрению портфолио учителя и посещение учебных занятий совпадало. Кстати, критерии конкурсного отбора созвучны по многим позициям критериям портфолио претендентов на первую и высшую категории. По замыслу в межаттестационный период (5 лет) учитель собирает свои достижения, вкладывая документы и прочие материалы в папку (именно так портфолио и переводится с итальянского) на колечках, получая за каждую позицию определенное количество баллов. Например:- использование современных образовательных технологий (10 баллов) – выражается в распечатке на бумажном носителе (заверенная руководителем ОУ) 5 уроков/занятий, подтверждающих обоснованное и эффективное использование педагогом современных образовательных технологий;- владение навыками пользователя персонального компьютера (50 баллов) – копия документа о прохождении курсов пользователя ПК или владения информационно-коммуникационными технологиями;- наличие изданного учебника – 200 баллов – титульный лист, лист с выходными данными, содержащий гриф Министерства образования и науки Российской Федерации.Но так как мы вечные студенты, а студенты готовятся к сессии в ночь перед экзаменом, то и систематизация наших достижений иногда происходит, как только мы напишем заявление на аттестацию. Нагрузка приличная и занимает большое количество времени.В последние годы все больше и больше учителей представляют свои достижения не в бумажной форме, а используют для этого информационные ресурсы: от обыкновенной таблички в Exсel до размещения материалов на сайте школы и своем собственном информационном портале. Я просмотрел много таких веб-портфолио, все они разные по качеству, наполняемости и материалам. Могу сказать одно: веб-форма представляет собой наиболее удобную, открытую и очень гибкую систему, которую можно использовать по-разному. Но пока собственным интернет-ресурсом владеют, мягко говоря, не все педагоги. Использование сегмента в уже действующей и действенной системе Московского регистра качества образования позволит оптимизировать проведение процедуры аттестации и станет шагом вперед, снимая бремя представления довольно внушительного контента бумажного материала. (Все это предложения для обсуждения московским педагогическим сообществом.) В течение межаттестационного периода при помощи инструментов, которые есть в регистре, учитель совместно с администрацией формируют электронное портфолио. При выходе на аттестацию педагогу необходимо написать лишь заявление (я надеюсь, что и этот документ в скором времени можно будет подавать в электронном виде), а эксперту проанализировать и дать онлайн-заключение, как говорится, не выходя из дома. Те баллы, которые сейчас вносят вручную в портфолио, можно также прописать в системе. Тогда у учителя (администрации, эксперта) будет полная картинка того, где и сколько он не добрал, что можно добавить и поправить. Безусловно, такая картинка не возникнет сама собой, необходима договоренность сторон. Но так как мы действуем в единой системе – системе московского образования, а горизонтальные связи работают неплохо, то сделать это вполне возможно. Со стороны МЦОП – сформировать техническое задание на создание в МРКО сегмента портфолио педагога, со стороны МЦКО – реализовать это технически и предоставить каждому педагогу возможность размещать свои материалы, организовать онлайн-консультирование и обратную связь с аттестуемым. Такая межцентровая рабочая группа по созданию и апробации системы вполне может быть создана. Необходимо также интегрировать в систему МРКО (а шаги в этом направлении уже сделаны) базы данных, которые формируются в московском образовании, например, результаты ЕГЭ и ГИА, внешних независимых диагностических работ, Всероссийской олимпиады (окружного и регионального этапов), детских и учительских конкурсов, которые проводятся в нашей системе, наградная культура. Нужно разработать такую электронную систему, которая имела бы вариативную и инвариантную части, но с единообразной структурой, понятной педагогу иерархией доступа к информации, надежной системой защиты (дабы не попадать под закон о персональных данных). Все это вне зависимости от того, в каком образовательном учреждении и какого округа работает педагог. Не менее важную роль будет играть техническая простота (пользовательский интерфейс) такого сегмента в МРКО, хотя те учителя, которые выходят на первую и высшую квалификационные категории, априори продвинутые пользователи. Когда мы отказываемся от бумаг с подписями и синими печатями, несомненно, возникают риски недостоверности представленных материалов. На этот случай существует ответственность самого учителя ну и, конечно, руководителя образовательного учреждения (и это нужно документально учесть!), который эти материалы просмотрел, согласился с ними и одобрил, чтобы впоследствии эксперту не пришлось напротив каждого пункта ставить галочки и цитировать Константина Сергеевича Станиславского, восклицая: «Не верю!».Сегодня МРКО в состоянии оптимизировать процедуру проведения аттестации в Москве, что позволит учителям сократить использование времени на этот процесс и позволит тратить его на занятие своим любимым делом, а оно у нас с вами одно – сеять разумное, доброе и вечное! Не знаю, как вечное, но то, что регистр качества разумен как инструмент и добр к пользователям как система – безусловно.Андрей ЛУКУТИН, президент некоммерческого партнерства «Столичный учитель»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте