В последнее время все чаще и чаще на родительском собрании в школе можно услышать от учителей обращение к родителям с просьбой активнее привлекать своих детей к проектно-исследовательской деятельности в школе. Возможно, учитель уже предложил вашему ребенку создать проект или провести исследование. Но если этого не произошло и вы хотели бы узнать больше об этом направлении образования, то, наверное, вас заинтересует мой опыт.
Я мама двоих московских школьников, принимающих активное участие в проектно-исследовательской деятельности. Ко мне часто обращаются родители с вопросами «Зачем это надо?», «С чего начать?», «Что и как надо делать?». Итак, по порядку.Зачем это надо вам? Пять лет назад классный руководитель моего сына на собрании призывала откликнуться тех родителей, кто хотели бы начать с ребенком проектную деятельность. Это были начальные классы, говорить о самостоятельной работе ребенка не приходилось, и все родители понимали, что это будет трата их личного времени непонятно для чего. Но учитель привел аргументы, которые заставили родителей задуматься над этим предложением. Это были слова о дополнительном вовлечении детей в исследовательскую деятельность, получении ими знаний, выходящих за рамки образовательных стандартов, возможности научиться ставить задачи перед своими сверстниками, освоении навыков составления презентации по итогам работы и опыте защиты работы на конкурсах разного уровня. Меня эти аргументы убедили сделать попытку.Зачем это надо школе? До недавнего времени участие учеников в проектной деятельности было интересно школе только с точки зрения поддержания хорошей репутации и имиджа образовательного учреждения, дающего своим ученикам дополнительные возможности самореализации, но в апреле 2012 года был утвержден ФГОС среднего (полного) общего образования, который стал основой для разработки программ общего образования, устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы, в частности к метапредметным, включающим владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, ввел понятие «Индивидуальный проект».С чего начать? Если вы не дождались, когда учитель предложит вашему ребенку провести исследование и написать работу, то начинать надо с определения круга тем, которые могут быть интересны вашему ребенку. Сейчас разброс тематики конкурсов и номинаций в них так широк, что в дальнейшем подобрать конкурс под вашу тему не составит труда. После выбора темы вам надо найти учителя, который будет руководителем вашего проекта и окажет вам поддержку в проведении исследования в классе, в проведении репетиции защиты проекта перед классом или на школьной конференции. Подобрать конкурс для работы вашего ребенка должен помочь ваш руководитель или отвечающий за это направление педагог школы. Возможно, вы не увидите на сайте вашей школы предложений, среди которых есть конкурсы по вашей теме. Тогда вы можете сами подбирать конкурсы, в которых работа вашего ребенка сможет принимать участие. Если вы дружите с Интернетом, сделать это сейчас несложно. Зайдите на сайты рейтинговых школ, посмотрите, что они предлагают своим ученикам. Сделать это надо заранее, так как сроки проведения конкурсов очень разные. Зарегистрировать свою работу надо успеть в сроки, установленные положением конкурса, иногда это можно сделать самим, иногда регистрация возможна только через школу. Лучше попробовать поучаствовать в нескольких конкурсах, так как, во-первых, вы сможете более точно определить успешность написания работы, во-вторых, возрастет вероятность победы вашего ребенка, что, безусловно, будет для него наградой за труд. Из личного опыта могу сказать, каждый год бывают ситуации, когда работы моих детей и занимают призовые места в городских конкурсах, и не проходят отборочные туры в окружных.В проектной деятельности возможно написание семейного проекта, когда руководителем выступает кто-то из родителей, но это редкий случай. Мы говорим о конкурсах школьных проектов, ваш ребенок будет чувствовать себя более комфортно, когда будет находиться в равных условиях с другими участниками конкурса. Почти все из них придут на конкурс со своими учителями, будут чувствовать их поддержку и ощущать свою значимость для учителя. Да и у жюри часто видно предпочтение к проекту, представляемому по схеме «ученик – учитель», а не «ученик – родитель (мама)».В разговорах с родителями часто приходится слышать, что учащиеся начальной школы еще не готовы заниматься проектной деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками заниматься проектной деятельностью достаточно сложно (и физически, и морально) для самих педагогов. Да, младшие школьники самостоятельно не смогут выполнить почти никакой работы, но и требования к проектам учеников начальной школы намного проще. Несмотря на то что уровень работ неуклонно растет, учиться делать проекты лучше начинать с этой возрастной группы. В старших классах уровень конкурсных работ будет намного выше, начинать учиться на них гораздо сложнее. Если вы самостоятельно, без поддержки учителя решили освоить со своим ребенком проектно-исследовательскую деятельность, то начните с создания небольших презентаций для уроков на интересную для ребенка тему. Это будет доклад о решении какой-то проблемы, представленной в виде интересной презентации. Следующим этапом будет презентация-реферат. В этом случае проблему рассматривают с разных точек зрения и рассказывают о разных вариантах ее решения. Когда ваш ребенок немного освоится в этих понятиях и в способах представления своей темы, сам научится работать с программой PowerPoint, можно приступить и к созданию более сложной исследовательской работы. Для начала она тоже может предлагать решение небольшой проблемы и быть представлена только в классе. Вполне возможно, учитель увидит заинтересованность вашего ребенка в этом направлении и в дальнейшем сам предложит свое руководство в организации написания работы.Что и как надо делать? Конечно, в идеале на этот вопрос ответ должен знать учитель, который взял руководство над проектом вашего ребенка, но пока это в теории. Не хочу обидеть учителей, но многие из них, даже взявшись делать проект, не знают основных правил написания исследовательской или проектной работы. Многие не назовут и отличия между этими понятиями, а они принципиальны и учитываются при оценке работы. Поэтому учитесь вместе! Сейчас в Интернете очень много статей на тему «Требования и критерии к школьным проектам», нет смысла пересказывать их. Этого разнообразия советов и разъяснений не было несколько лет назад, тогда и вырабатывался механизм написания и оценки школьных работ. Сейчас почти каждый конкурс имеет свой сайт, где размещено положение конкурса. В положении дают информацию об организаторах, условиях участия, номинациях, сроках проведения. Единственное, чего вы не сможете найти в Интернете, – это атмосферы конкурса, личного опыта участия. Только непосредственное участие в конкурсе даст вам необходимую школу защиты и представления своих работ. Только увидев другие работы-победители, можно в полной мере понять требования конкурсов и критерии оценки жюри. И эта школа одинаково полезна как для ученика, так и для учителя.Таким образом, в ходе выполнения проекта родители могут: консультировать; отслеживать выполнение графика работ; осуществлять помощь в написании теоретической части работы; решать оперативные вопросы; участвовать в подготовке презентации; помогать ребенку в репетиции выступления, защиты.Первые, как правило, не очень удачные шаги трудно пережить и найти в себе силы снова взяться за следующий проект. Иногда субъективная и не всегда справедливая оценка жюри может подавить желание что-то делать в дальнейшем. Но при любом результате потраченные время и силы не пропали зря. Вы были «вынуждены» провести со своим любимым ребенком больше времени, вы помогали ему работать над интересующей его темой. У вашего ребенка расширился кругозор, а может быть, и у вас тоже. Вы увидели своего ребенка по-новому, увидели его увлеченным, творческим, с горящими глазами, озаренным новой идеей и, конечно, уставшим. Но уставшим не от сидения за компьютером, а от напряженной мозговой деятельности. Чем же это плохо? Как это может быть зря? А в следующий раз, учитывая прошлые ошибки, вы достигнете лучшего результата и будете невероятно горды за своего ребенка, видя, что он справедливо награжден за свой труд, терпение в обработке множества информации и проявленное ораторское мастерство на защите, удивитесь, сколько идей хранится в вашем ребенке! До встречи на конкурсах, желаю всем удачи!Ольга ВАЙСБЕРГ, мама двух учеников школы №1223
Комментарии