Ученица 10‑го педагогического класса московской школы №1368 исследовала актуальную для подростков тему отношений и составила рекомендации, как вести себя в новом коллективе и общаться бесконфликтно.
Выбор темы Дарьи Новиковой, отметила руководитель проекта, психолог школы №1368 Ольга Кочурова, был не случайный. Проблема взаимоотношений школьников в коллективе, принятия новеньких одна из самых острых для подростков. В возрасте 11-13 лет они только учатся коммуницировать и выстраивать связи. В том, как тинейджеры создают свое окружение, решила разобраться старшеклассница и провела опрос, для которого придумала вопросы. В своей работе Дарья опиралась на труды знаменитых педагогов и психологов, которые занимались проблемами взаимоотношений в коллективе, таких как Алексей Леонтьев и Владимир Мясищев. Результаты оказались неожиданными.
В опросе приняли участие более 40 учеников средней школы 11-13 лет. Задача респондентов была расположить по степени значимости важные в общении с новыми знакомыми признаки: тема для разговора, внешний вид, поведение, воспитание, характер, манера речи, ухоженность, открытость.
Результаты удивили даже самого автора исследований. На первом месте оказался внешний вид, а поведение и воспитание дети поставили на второе место, что, собственно говоря, подтвердило слова народной мудрости.
Итогом работы десятиклассницы стали рекомендации, как правильно общаться, которые будут полезны не только подросткам:
1. Наблюдайте за тем, как общаются другие в вашем новом коллективе. Рассказывайте больше о себе и учитесь слушать.
2. Для того чтобы создать комфорт в общении, будьте более позитивными, не грубите, показывайте свой интерес к разговору, умейте поддержать беседу (для этого больше развивайтесь и узнавайте что-то новое).
3. Улыбайтесь. Как бы банально это ни звучало, улыбка заставляет других не чувствовать себя напряженно, они начинают больше доверять вам.
4. Делайте комплименты. Главное, чтобы они были от души. Это расположит людей.
5. Не притворяйтесь кем-то другим. Люди вас будут любить за образ, и это ничем хорошим не закончится.
Работа Даши в следующем учебном году может стать основой для тематических встреч с учениками средней школы. На занятиях старшеклассники будут делиться собственными переживаниями и затрагивать темы отношений, например, с чего начать общение в коллективе или как выстраивать коммуникации в коллективе. Передача опыта от старших младшим имеет большое педагогическое значение. Именно так, в доверительной атмосфере, тинейджеры смогут максимально нетравматично пережить непростой этап становления личности, считает психолог Ольга Кочурова.
Маргарита ТИМОФЕЕВА
Комментарии