Хотите за три вечера узнать ответы на неожиданные вопросы? Например, в чем суть ядерного противостояния СССР – США? А какую роль играла дуэль в самодержавной России? Конфуцианство – это прошлое или будущее Китая? В чем суть генной инженерии? Что такое феномен конца света?
Это реально, нужно только прочитать творческие работы наших гимназистов. Я являюсь членом жюри конкурса самостоятельных творческих работ учащихся имени П.А.Флоренского и в этом году читаю работы запоем. И не оторваться! Волшебство рождается на глазах, каждая работа гармонично встроена в представления о мире каждого ребенка. Не в этом ли цель образования – помогать ученику строить собственную уникальную картину мира? Но проблема в том, что далеко не все, что мы проходим, становится частью этой картины.Когда я еще работала психологом, растерянная мама привела ко мне на консультацию свою поникшую дочку: вожу, мол, и на танцы, и на музыку, и на английский, и в группы развития. А она ничего не хочет. Куда еще ее отвести? Тогда я порекомендовала ей все отменить. Она не поняла, обиделась, ушла. Не за тем приходила. А для меня с тех пор самым важным показателем готовности ребенка к школе стали искрящиеся глаза. Потому что только тогда «открыт портал», через который знания становятся частью нашего опыта. И главная задача учителя – поддерживать эту искру. Если ребенку не интересно на уроке, родители с этим ничего не могут поделать, как бы педагогу ни хотелось получить от них помощи. Вызвать родителей и сказать, что ребенок скучает и не слушает – значит расписаться в своем бессилии. Учительское мастерство в том и заключается, чтобы проявить в информации личностные смыслы для учеников и поделиться своими смыслами (а для этого они должны быть!). Чтобы у ребенка появилась возможность почувствовать сопричастность к пониманию того или иного элемента культуры, удивиться, открыть закономерность, испытать гордость, радость, недоумение, негодование – что угодно, но испытать. Только тогда откроется способность к созданию культуры, а значит, будет кому ее продолжать.Практика сопровождения самостоятельной творческой деятельности в гимназии существует уже больше десяти лет, и педагоги постоянно совершенствуются в своем мастерстве. А пока педагогика плавно переходит от моделей «Делай как я» и «Делай со мной», у наших учителей выращивается понимание модели «Делай лучше меня». Идти этой дорогой всегда немного страшно, так как не видно заранее, в чем будут плюсы.Вот некоторые проекты, рожденные в этом году: организация праздника «День защитника Отечества», создание спектакля «Героиня минувших лет», фильма «Тайны гимназии», анимационного фильма «Сквозь», создание биогумуса, работа над интерактивной картой «Моя Россия»…Естественно, у меня возник вопрос: а я в своем детстве была бы на такое способна? Еще раз нахожу подтверждение тому, что наше будущее в надежных руках, мы будем гордиться своими учениками, они замечательные, добрые, искренние, независимые и талантливые. И пусть наше желание видеть их счастливыми исполнится!P.S. Предыдущие материалы из серии «Неделя директора школы» читайте в «УГ» №11, 12, 14 и 19 за 2014 год.Ольга ФИЛИМОНОВА, директор МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского», Московская область
Комментарии