Этот год для учителя истории и обществознания 1542-й школы столицы Владимира КРУЖАЛОВА особенный. В первый день нового года он достиг возраста Христа, в мае стал учителем года Москвы, а в октябре попал в пятерку лучших педагогов России.
…Владимир Владимирович многое успел к своим тридцати трем. В его послужном списке негосударственная школа, знаменитый класс-центр №686 Казарновского, два издательства – «Новый учебник» и «Русское слово», опыт работы в вузе. Владимиру не только интересно учить, ему интересно учиться, все время открывать для себя что-то новое. Так, за последние годы Владимир блестяще овладел современными образовательными технологиями, компьютерной анимацией, а весной этого года еще прошел курс «Путь к мастерству». Кроме того, Владимир Владимирович – соискатель ученой степени кандидата исторических наук на кафедре истории России Московского педагогического государственного университета. Сейчас работает над диссертацией «Отечественная историография политики Российской империи в отношении «иностранных»
исповеданий в XIX веке». Причем к любому делу он, Козерог по гороскопу, относится необычайно серьезно и основательно. К конкурсу, в котором ему предложили поучаствовать, готовился скрупулезно, тем более что формат был новым, непривычным, так что сил и времени даже такому профессионалу, как Кружалов, потребовалось немало.
– Жаль, что конкурс проводится в учебное время, – искренне сожалеет Владимир Владимирович. – Лучшие учителя своего региона на целых две недели выпадают из учебного процесса. Может,
стоит подумать над тем, чтобы конкурс проходил, к примеру, летом или во время каникул?
Впрочем, все это мне Владимир говорил в самом начале конкурса, чуть ли не в первый день, а когда пришло время расставаться с новыми друзьями, даже у него, чрезвычайно сдержанного, на глазах блестели слезы.
– Наверное, самое важное, самое главное, что дает конкурс, – это общение с единомышленниками, с людьми, которые тебя понимают…
Искусство навигации
То, что Кружалов – один из сильнейших среди конкурсантов, стало ясно сразу же после его конкурсного урока. Кстати, Владимиру пришлось давать свой урок в девять утра в первый день конкурса. Владимиру досталась тема по раннему Средневековью. Сразу же поразили энциклопедичность его знаний, глубина владения историческим и методическим материалом. Знать ведь мало – нужно уметь научить. Причем так, чтобы даже самые безразличные к учебе не могли не влюбиться в историю.
– Большинство средневековых государств эталоном в культуре считали Византию. Поэтому неудивительно, что и архитектура этих государств определялась взаимодействием античных образцов с их собственными тенденциями. Так, на основе византийской модели на Западе возник готический католический собор, в центре, в Киевской Руси, – православная церковь, на Востоке – минарет, – Владимир Владимирович не просто давал готовые знания ребятам, он вел свой урок так, что десятиклассники сами делали верные выводы. Причем работа шла и в группах, и индивидуально, и со всем классом. Между прочим, у ребят была возможность почувствовать себя хотя бы на время урока архитекторами. Кружалов дал задание каждой из трех групп – «Запад», «Центр» и «Восток» – спроектировать свои храмы с учетом влияния Византии. Не забыл Владимир Владимирович и о метапредметном подходе, которым был пронизан практически весь конкурсный урок. Владимиру удалось убедить школьников в парадоксальной на первый взгляд мысли – общие закономерности исторических периодов такие же, как у периодов таблицы Менделеева. Кстати, на уроке в учебных целях Владимир использовал и отрывок из мультфильма «Князь Владимир». Десятиклассники хоть и не малыши, но возможность увидеть Византию глазами мультипликатора пришлась им по вкусу.
Более подробно узнать о педагогических приемах и технологиях, используемых Кружаловым в работе, помог «Методический семинар».
Вообще это конкурсное испытание задумывалось организаторами не только как анализ своего собственного методического опыта, но и как презентация того, насколько педагог обогатился профессионально за счет взаимодействия с коллегами, родителями учеников, социальными партнерами, педагогическим сообществом. Немногие конкурсанты следовали этой задаче. «Методический семинар» Владимира Кружалова вполне соответствовал заданным условиям. Желающих попасть на трансляцию семинара Кружалова было так много, что многим пришлось стоять в проходах, как на лекциях знаменитых ученых в МГУ. Чем же так заинтриговал Владимир Владимирович? Прежде всего тем, что сумел сделать, по его словам, «старое знание интересным, обернуть его в новую оболочку». Кружалов – автор разнообразных игр и викторин по истории, он также выпустил элективный курс «Государственная символика России» и «Электронный тренажер» для 11-х классов, который можно использовать при подготовке к ЕГЭ. Владимир – автор мультимедийного курса для детей с ограниченными возможностями «История России в памятниках культуры». Попробовал он себя и в документальном кино, в телевизионном проекте «Москва на все времена». Кружалов – автор сценария 15 фильмов об истории Москвы.
– Мы должны упаковывать знания в привлекательную обертку, – убежден учитель. Как это сделать и какой она будет, все зависит от мастерства учителя.
У Кружалова своя система работы с классом. Так, к примеру, в конце недели он дает трудный, но интересный вопрос. Чтобы на него ответить, ученику нужно поработать с Интернетом или отправиться в библиотеку. Кто первым присылает по электронной почте учителю ответ, получает дополнительный бал. За более пространные сообщения дается 4 балла. Проектная деятельность ребят оценивается в 10 баллов. А в результате те, кто набирает определенное количество баллов, освобождаются от итоговой контрольной работы. Это лишь одна из форм работы, которую учитель использует, как правило, с активными, обладающими подвижным темпераментом учениками.
– История – это искусство навигации в прошлом, – убежден Владимир, – и я, как опытный штурман, в своей работе использую целый арсенал средств. Тех, которые, как правило, нужны при прокладывании пути на море или в воздухе – эхолот, рацию, бинокль, радиолокатор, секстант, радиостанцию. Кружалов постоянно оттачивает свои педагогические приемы, так, ощутив для себя некоторую недостаточность исторических методов, он стал интегрировать их с основами логики.
– Ничто так не определяет глубину учителя, как глубина его профессиональных познаний, – убежден Кружалов. В этом плане его ученикам сказочно повезло – не всякий вузовский преподаватель так владеет историческим материалом, как Кружалов. Впрочем, Владимиру Владимировичу неоднократно предлагали работать в вузе. Отказался, хотя опыт работы со студентами был и в Московском педагогическом госуниверситете, и в других вузах.
– В школе интереснее, и возможностей проявить себя больше, – уверен Владимир.
Владимир Владимирович признается, что в старших классах ему поначалу было работать интереснее, но сейчас он открыл для себя и прелести общения с шестиклашками, где он классный руководитель.
– Когда мои ребята чуть подрастут, я обязательно с ними отправлюсь в путешествие по России…
От звезд – к революциям
У конкурсантов была возможность самостоятельно выбирать тему мастер-классов. Владимир Владимирович решил показать свое педагогическое мастерство, рассказывая о революции.
Когда член Большого жюри заместитель начальника Управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» Федерального агентства по образованию Светлана Демидова поинтересовалась у Владимира, как он формирует на своих уроках мировоззрение ребят, он ответил:
– Я стараюсь учить детей не противопоставлять события, а устанавливать между ними связь.
Кстати, на «круглом столе» образовательных политиков в присутствии министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко Кружалов назвал для себя приоритетной в образовании именно задачу воспитания. Не случайно его педагогическое кредо – слова Иоанна Златоуста: «Родить детей есть дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели – дело ума и воли».
Председателя Большого жюри ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего заинтересовало, как же относится сам Владимир Владимирович к событиям новейшей истории.
– Современные события оценивать трудно, – признался Кружалов. – Историку необходимо от них хотя бы немного дистанцироваться.
Примечательно, что на вопрос, какой бы Кружалов хотел видеть современную школу, Владимир Владимирович ответил:
– Комфортной и для учеников, и для учителей…
«Моя палитра»
Только тому, кто плохо знает Кружалова, может показаться, что он слишком «правильный», что, кроме истории и информационных технологий, его ничего не интересует. Я же поняла даже из краткого общения с Владимиром, что он романтик, тонко чувствующий красоту окружающего его мира. Владимир очень любит путешествовать, к чему приучил и свою жену Анастасию, учителя русского языка и литературы. Кстати, Анастасия Михайловна работает с мужем в одной школе. Причем путешествуют Кружаловы не комфортабельным автобусом или собственным автомобилем, а предпочитают сплав на байдарках, катамаранах и каяках. А еще Кружалов очень любит хоровое пение и игру на гитаре и делает это мастерски. Его мир складывается из красок, и каждая из них что-то значит. Голубая, к примеру, – это «цвет неба и воды на фотографии, между ними байдарка и каменистые островки. Суровая красота приполярной Карелии, где белыми ночами чуть опустившееся за горизонт солнце золотит верхушки сосен. Калининград и Петропавловск-Камчатский, Мурманск и Махачкала, Якутск и Смоленск – вот только начало длинного списка моих путешествий». А красная – «цвет ежедневника, где карандашные записи, схемы и стрелки напоминают карту сражения. Сражения за время. Афоризм «не успел сделать что-то одно, как тут же не успел сделать другое» давно стал моим девизом». Фиолетовый – «в папке этого цвета лежат идеи, ожидающие воплощения. Здесь чертеж средневековой баллисты, макет которой мы будем делать с мальчишками моего класса после уроков, проект новой кухни для дачи, будущий устав байдарочного клуба и экзаменационные билеты на удостоверение капитана маломерного судна».
Есть у Владимира и жизненное кредо, которое помогает в любой ситуации: «Делай, что должен, и будь что будет».
Комментарии