search
main
0

Делаем куклу Барби, получается адронный коллайдер. Участники «Дискуссионного клуба» «УГ» согласны, что инновации для школы – вопрос выживания, развития и будущего страны

Государству Российскому нужны инноваторы. Об этом говорят на всех уровнях, в том числе на самом высшем – о поддержке инноваций и их авторов заявляют руководители страны. Откуда возьмутся люди, призванные крепить и приумножать экономическую и интеллектуальную мощь России? Очевидно, их должна воспитать и вырастить школа. Возможно ли научить детей новому мышлению, как это сделать, реально ли осуществить задуманное в условиях современной школы и способны ли готовить инноваторов сегодняшние учителя? Обо всем этом шла речь на очередном заседании «Дискуссионного клуба» «УГ».

Досье «УГ»Сергей Лесков. Живая инновация. Мышление XXI века. – М. : Просвещение, 2009Фрагменты из книгиТеория инновационной деятельностиПо-английски новация (novation) – новшество или нововведение, которое возможно в самых разных областях – от техники до методов управления.Инновация – это новация, которая сопровождается инвестициями, то есть вложением денежного капитала. Инновация – это практическое освоение новаций и материализованный результат, полученный от вложения средств в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, управления, обслуживания.Инноватор – человек, который занимается инновациями.Русские инновацииМинистр машиностроения его величестваАндрей Константинович Нартов – один из замечательных русских механиков и изобретателей. (…) «Личный токарь» царя, по нынешним понятиям министр машиностроения, неотлучно находился в токарне, рядом с приемным кабинетом Петра. Достижения Андрея Нартова в токарном деле имели чрезвычайно важное значение в истории техники. Он изобрел суппорт – автоматический держатель для металлообрабатывающих резцов. Без суппорта невозможно было бы перейти от ремесла и мануфактуры к крупной машинной промышленности.Инновации, которые победили…LEGO – самая игрушечная инновацияМинистр образования и науки Андрей Фурсенко считает, что мир будущего будет похож на игрушку LEGO. (…) В 1932 г. скромный бизнесмен Оле Кристиансен открыл компанию по производству повседневных товаров из дерева. (…) Неизвестно, был ли Оле Кристиансен почитателем Ханса Кристиана Андерсена, но он заметил, что спрос на игрушки не снижается даже в тяжелые времена. (…) Кристиансен попросил семерых плотников, которые работали в компании, подумать над названием игрушки. (…) Выбрали слово LEGO, которое происходило от Leg и Godt, что вместе означает «играть хорошо». Позже выяснилось, что фраза LEGO по-латыни означает «я учусь» или «я складываю». Быть может, это символическое совпадение предопределило будущее компании.Мнение экспертаПрофессор Сергей Петрович КапицаЯ совершенно убежден, что все человечество и Россия вместе с ним вступили в глубочайший кризис. Этот кризис с полной очевидностью виден в развитых странах во всех сферах – в образовании, культуре, науке, идеологии. Через некоторое время в кризис войдут и другие страны. Кризис выражается в проявляющемся все острее несоответствии между механизмами управления и фундаментальными целями общества, иначе говоря, между базисом и надстойкой. Это несоответствие возникло впервые за миллион лет существования гомо сапиенс и 200 тысяч лет существования цивилизации. Этот кризис представляется много тревожнее энергетической, экологической или климатической ситуации.Афоризм – это тоже инновация«Я не потерпел неудачу 700 раз. Я вообще ни разу не потерпел неудачу. Я добился успеха, доказав, что те 700 путей являются неверными. Исключив неверные пути, я найду верный».Томас Эдисон,всемирно известный американский изобретатель и предприниматель, создатель фонографа«Менеджер должен следовать правилам, и тогда он станет успешным. Инноватор должен нарушать правила, если он хочет добиться успеха».Владимир Фортов, академикЗадачи на сообразительностьОткуда можно узнать анекдот?Однажды Оля обращается в своей подруге Кате: «Я слышала смешной анекдот от Маши». И начинает его рассказывать. Но Катя говорит, что знает этот анекдот. Оля восклицает: «Выходит, Маша тебе его уже рассказала!» «Вовсе нет, – отвечает Катя, – я никогда раньше его не слышала и не читала». Объясните, как это могло случиться.

Ольга МАКСИМОВИЧ, заместитель главного редактора «Учительской газеты»:

– Мы пригласили вас на очередное заседание «Дискуссионного клуба» «Учительской газеты», чтобы поговорить на тему «Мышление XXI века. Формирует ли его современная школа?». В разговоре нам поможет книга Сергея Лескова «Живая инновация», только что выпущенная издательством «Просвещение». Это пособие для старшеклассников, с его помощью педагог создает среду обучения, в которой ребенок может ярко мыслить, не бояться высказывать свою точку зрения, получает возможность стать инноватором.

Андрей ВЕРГЛИНСКИЙ, директор московской школы №18:

– Что такое инновационное мышление, инновация? В пособии дано четкое определение: «новация» плюс «ин» – то есть «инвестиции». Новые предметы, новые мысли, которые подкреплены инвестициями. А дальше появляется инноватор. Готова ли школа его воспитать? У нас школа, как пионерская организация, – готова делать все что угодно. Мы уже вводили «Экологию устойчивого развития», сейчас «Основы религиозной культуры» будем вводить. Сверху спустят введение инноваций – мы введем инновации. А вот готовы ли общество и государство? Наше инновационное мышление и наши инновационные дети, которые будут выходить из школы или из института, здесь и сейчас не нужны. Что такое ребенок с инновационным мышлением? Это ребенок развитый, он в состоянии размышлять, делать выводы, развиваться. Такого ребенка мы и сегодня готовим.

Ольга МАКСИМОВИЧ:

– Андрей Юрьевич, вы считаете, что дети готовы. А учителя?

Андрей ВЕРГЛИНСКИЙ:

– К нам приходит учитель – готовая личность. Учитель, который пришел работать, потому что это его призвание, достаточно мела и доски. А человек, который пришел, потому что педагогам повысили зарплату, вряд ли заинтересует детей. Школа – это взаимодействие двух субъектов – учителя и ученика. Сегодняшний разговор должен быть не столько об инновации как таковой, а об обществе, о школе как общественном институте.

Татьяна КУЗНЕЦОВА, учитель математики московской гимназии №1520 имени Капцовых:

– Меня очень порадовало, что в этой книге – «Живая инновация» – очень много примеров исторических личностей инноваторов. Понравился формат, она активная, живая, нескучная. Детям тоже будет очень интересно.

Я учитель математики, сейчас у меня десятые классы. Постоянно слышу один вопрос: «Зачем нам все это нужно, ваши производные, ваши синусы, косинусы, если в жизни, по сути, мы с ними нигде не сталкиваемся?» И мои десятиклассники набрали ряд задач по физике, для решения которых необходим математический аппарат, и это абсолютно реальные, жизненные задачи. Как вытащить автомобиль из колеи, если он застрял в грязи в районе леса? С какой минимальной высоты может двигаться ребенок с горки, чтобы не выскочить на проезжую часть, что мы постоянно наблюдаем? Вот такие задачи нашим детям решать интересно. Потому что они встречаются в реальной жизни.

У нас очень хорошо развита проектная деятельность. Вчера девятиклассник принес прибор, который накапливает электричество, – сам спроектировал. Видимо, был какой-то толчок на уроке физики, появилось желание изобрести…

Татьяна ВОРОБЬЕВА, директор московской прогимназии №1768, кандидат педагогических наук:

– Ребенок сам по себе экспериментатор, особенно маленький ребенок. Задача начального образования – чтобы к 5-6-му классу у него все еще оставалось желание жить, творить и существовать в школе. Это самое главное. Когда мы говорим о детях с инновационным мышлением, нужно понимать, что это особенные дети. Этих детей иногда видно сразу, иногда позже. Давно возник вопрос о создании условий для обучения таких детей. Одному нужно пять лет объяснять азы математики, а с другими нужно работать в абсолютно индивидуальном режиме. Никакая классно-урочная система здесь не поможет. Хорошо, что появились школы для одаренных детей, потому что одаренный ребенок – это психологически сложный ребенок. Эта книга натолкнула меня на размышления. Каждый раз, когда читаешь очередной очерк об инноваторе, понимаешь, насколько тяжело было ему продвигать свою идею. Мне кажется, у наших старшеклассников надо воспитывать черты характера, которые помогут ему в жизни бороться за свои инновации, за свои идеи. А мы сегодня все больше умиляемся и создаем для детей среду несопротивления. Мы снимаем экзамены, мы делаем договоры о переходе из одной школы в другую. В начальной школе, например, сейчас практически не существует олимпиадного движения. Мол, много создает стрессов… Нужна иная схема работы. Кстати говоря, замечательно, что Александр Михайлович Кондаков здесь, потому что новый стандарт для начальной школы сам по себе инновационен. С ребенком, особенно одаренным, инноватором, должен работать такой же учитель. Этих учителей нужно отбирать в школы для одаренных детей. Гениальность надо поддерживать, одаренность надо выращивать. Начальная школа должна заниматься этими процессами очень мягко, выводя детей в разные классы, работая с ними по-разному, создавая условия.

– Учителю непросто работать с современными детьми, они сегодня очень практичны. Надо на ЕГЭ обязательно сдавать русский язык и математику, значит, это нужные предметы. По такому неинновационному принципу мгновенно ранжируется все школьное расписание. И например, учителю биологии могут без стеснения задать вопрос: «А зачем мне ваша биология?»

Татьяна КЕСВАТЕРА, учитель биологии московского лицея №1310:

– А у меня старшеклассники не спрашивают, зачем нужно учить биологию, когда в 9-10-х классах начинаем изучать генетику, решаем задачи и про группу крови, и про цвет волос, говорим о наследственных болезнях. Решаем практические задачи – как избежать многих проблем. Ну и, конечно, в 10-11-х классах возникает извечный вопрос: а мы откуда, мы кто, как возникла жизнь на Земле?

Я прочитала книгу с удовольствием. Потому что многое из того, что здесь написано, я использую в работе с детьми. Например, мы практикуем метапредметные проекты, соединяем естественно-научные и гуманитарные дисциплины. Проектная работа как одна из форм интересна, многих увлекает, но качество проектов, которые делают дети, разное. Одаренные дети, работая над проектом с помощью учителя, выдают такое качество, что дипломная работа вуза может позавидовать. «Слабые» дети выдают проекты менее качественные, но они тоже ценные. Если на уроках ребенок практически не открывает рта, то, выходя с проектом на выступление, презентацию, он не только говорит хорошо поставленным голосом, он уверенно отвечает на вопросы. И когда родители приходят к нам на проектные конференции и видят, что их замкнутый сын в корне изменился, они просто рыдают.

– Сергей Леонидович, а как возникла идея этого учебного пособия? Вы считаете, массовая школа готова воспитывать инноваторов?

Сергей ЛЕСКОВ, обозреватель газеты «Известия», автор пособия «Живая инновация. Мышление XXI века»:

– Мне было сделано предложение, от которого я не смог отказаться. Думаю, инновации – это безальтернативный выход для страны, дело благородное и хорошее. Причем термин «инновация» появился в речах Путина в 2002 году, и я вижу, что все чаще и чаще говорится об инновациях. Может быть, вокруг этих речей начнется кристаллизация каких-то процессов. Хотя, по моим представлениям, нельзя говорить, что ничего не происходит. Есть области, в которых существуют реальные достижения. Дай бог, дело сдвинется. Конечно, считать, что можно выучить в школе и выпустить зрелого инноватора, наивно. Воспитание человека с инновационным мышлением начинается в утробе матери. Но за инноватора в ответе все социальные институты, не только школа. Инноватор – это хрупкое существо, «убить» которое чрезвычайно просто. И в начальной, и в средней школе, и в старших классах. Его могут, как Дудинцев писал в «Белых одеждах», бюрократы задушить.

Александр КОНДАКОВ, руководитель проекта по разработке Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, генеральный директор издательства «Просвещение»:

– Школа – тот социальный институт, который отвечает на запрос семьи, общества и государства. Когда Российская академия образования выиграла тендер на стандарты, как раз прозвучало, что мы строим открытое гражданское общество, и это был ответ на вопрос, какую школу мы строим. Затем в стратегических планах государства появилась фраза: «Инновационный социально ориентированный тип развития». Стало понятно, что мы строим социальное государство, без инноваций нам некуда деваться. Если мы говорим, что государство должно быть инновационным, значит, мы должны понять, каким образом сформировать у человека инновационное мышление. Кто-то из коллег сказал: здорово, что в книге «Живая инновация» много примеров исторических личностей. Ведь мы хорошо помним свое детство, помним, как читали про Амундсена, Скотта, Пржевальского, Крузенштерна, Седова, Папанина… К сожалению, когда целевые идеологические установки построения школьного образования исчезли, вместе с ними ушли и примеры тех личностей, на примере жизни и деятельности которых мы с вами росли. В этой книге показаны и Королев, и Гагарин, и многие другие.

На сегодняшний день школьная жизнь должна у ребенка пробуждать инновационные порывы. И содержание образования, и деятельность учителя должны на это работать. Но этого мало. Ведь в новом стандарте введены личностные и метапредметные результаты, а их только в учебной деятельности сформировать нельзя. Поэтому стандарт возвращает вторую половину дня. Дети могут заниматься кружковой работой и в школе, и в учреждениях допобразования, учитель может реализовать себя в отношениях с детьми не только на уроке.

Книга «Живая инновация» не учебник, это пособие для старшеклассников, которое можно использовать как дополнительный материал на уроке, на факультативе, как пособие для внеурочной деятельности.

– Андрей Владимирович, в вашей школе учителя и дети уже работают с книгой. Расскажите, как они это делают на практике?

Андрей ИВАНОВ, заместитель директора московского центра образования «Царицыно» №548:

– Учебное пособие «Живая инновация» у нас включено и в систему проектной работы, и в систему элективов, и в систему подготовки к олимпиадам и так далее. На самом деле эта книга – поле, на котором может состояться все. Понимаю, что учителя такая свобода пугает. Обычно педагог реагирует так: «Дайте мне рамочку, и тогда в этой рамочке я буду заниматься инновацией». Надо еще объективно сказать, что не у всякой школы есть все многообразие организационных ресурсов, чтобы реализовать разные формы. Если в школе богатый репертуар форм, тогда ей легко. Если только урок, кружок, тогда сложно. Эта книжечка во многом еще и лакмусовая бумажка. Я бы сказал так: к инновациям готова та школа, которая сумела на сегодня стать современной. А современная школа – это гибкость менеджмента, системы управления, организационных форм, это гибкость содержания и методическая гибкость персонала. Если действительно в школе присутствуют все эти ресурсы, она может заниматься чем угодно. Это невозможно: 45 минут ребенок занимается инновацией, а потом приходит на урок, где ему говорят: «Равняйсь, смирно, запишите, отчитайтесь» и так далее. Мы здравые люди, мы понимаем, что система так не может функционировать. Есть еще один очень важный момент, связанный с этой книгой. Понятно, что не могут все дети быть инноваторами. Но понять, что такое инновация, наверное, полезно всем. Этот курс нужен всем, для того чтобы человек просто понял, что есть такая социальная стратегия – инновация. Фактически речь идет о чем? Для того чтобы двигаться и мыслить инновационно, я должен делать две вещи. Понимать, как привлекать инвестиции, различать, это инвестиционное поле или нет. И второе – понимать, как создавать новое. Дети у нас умеют ярко, непосредственно мыслить. Но как только просишь их мыслить конкретно, под задачу, возникает проблема. Какую-нибудь станцию XXII века на Луне построить – это легко. А, допустим, оптимизировать расходы по электроэнергии в собственном образовательном учреждении они не в состоянии. Единственная идея – около каждой лампочки поставить по ученику. Их никто в жизни не учил, как новое создается. Так вот, эта книга во многом превращение непонятного, аморфного, полубожественного процесса создания инноваций в очень конкретную технологию. Ребенок должен понимать, что он должен делать, если перед ним стоит задача и он хочет заниматься новым. Мы иногда очень сложно смотрим на вещи. Это творческий ребенок, это не творческий, а в результате инновации создают люди, которые в школе не особо блистали какими-то достижениями. На мой взгляд, эта книга позволяет необязательно великому инноватору, но просто хорошему, добросовестному учителю сформировать у детей инновационное мышление. Что в моем понимании инновационное мышление? Когда я знаю, как найти сферу, в которой я могу создавать инновации, понимаю, какие примерно процедуры мне надо пройти, и в курсе, какие существуют в мире технологии, при помощи которых я могу создавать новое. Тогда я могу сесть и задать себе вопрос: хочу я этого или не хочу? Сложно ответить на вопрос, хочу ли я быть инноватором, если я не понимаю, что это такое.

– Дети ведь действительно должны понимать свою востребованность и нужность не только на уровне идеи, но и на уровне бюрократического доведения ее до конечного продукта. А с этим большие проблемы.

Андрей ИВАНОВ:

– Не надо думать, что в Российской Федерации процесс внедрения инноваций забюрократизирован, а где-нибудь в США или Германии для каждого изобретателя создан максимально благоприятный режим. Там бюрократии еще больше. Другой вопрос, что существуют разные уровни инноваций. Есть инновации в фундаментальных вещах, а есть инновации в потребительской сфере. Это тоже важный момент с точки зрения понимания этой книги – осознать, к чему ты двигаешься. Ты хочешь себя реализовывать как инноватор в системе государственного патроната либо ты будешь получать дивиденды, придумывая новые соковыжималки? В книге, кстати, показан баланс между скрепкой и атомной бомбой. И то и другое – инновация. Но нужно понимать: скрепку я сам придумал, я могу ее внедрить, а для атомной бомбы нужны коллективные усилия ученых, поддержка государства.

– У меня, как у практика, вопрос. Вот я формирую инновационное мышление, ребенок с ним выходит. Если на меня сверху спустили эту задачу, то сверху же меня попросят замерить, и по замерам этой задачи будут оценивать качество моей работы. Не только качество, по всей видимости, но еще и количество тех денег, которые получит школа или конкретный педагог в зависимости от того, насколько успешно они сформируют инновационное мышление и у какого количества детей. Как оценивать?

Александр КОНДАКОВ:

– Самый серьезный вопрос – процедура оценивания. Сразу хочу сказать, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке. Это действующее международное и российское законодательство. Существуют так называемые неперсонифицированные мониторинговые процедуры. В США очень просто замеряют гражданственность. Это процент людей, которым исполнился 21 год и которые пришли впервые на избирательные участки. Не важно, как они проголосуют, но они пришли голосовать. Мы вводим в стандарт технологию портфолио, которая позволяет посмотреть и социальную активность ребенка, и все другие формы его деятельности – «формирование компетентностей по освоению новых компетенций». То есть насколько сформирована способность овладевать новым знанием, новыми видами деятельности, продуцировать новую информацию. Уже с первого класса появляется понятие «проектная деятельность». В 9-м классе мы предлагаем спрашивать с ученика итоговую проектную работу. То же самое и в 11-м классе – выпускник должен показать способность сформулировать гипотезу, определить цели и задачи своей работы, ожидаемые результаты, определить процесс, ресурс, необходимый для достижения этого процесса, и, собственно, показать, как он это произвел. Естественно, под руководством учителя.

– Я считаю, что единственный способ замера – это внутренний рост, внутреннее развитие. Его замерить невозможно. Ко мне приходит ребенок, он делает пять ошибок, на выходе – три, и ко мне приходит ребенок, делает 40 ошибок, на выходе – 20. У первого на входе условно «3», на выходе – «4», у второго на входе «2» и на выходе «2». Есть способные, есть неспособные.

– Инновационное мышление в моем понимании – это не какая-то абстракция, не философская категория, это владение набором вполне конкретных и осязаемых вещей. Есть, например, такая составляющая, как ТРИЗ – элемент создания нового, условно новация. Следовательно, ТРИЗ – вполне конкретная технология, которая предполагает знание, условно говоря, 34 приемов и семи ключевых алгоритмов. Я могу выявить у ребенка, знает он эти алгоритмы или нет? Могу. С точки зрения поиска инвестиций существуют ключевые, простые элементы, каким образом оцениваются инвестиционные предпочтения. Я могу выявить, владеет он этой технологией или нет? Могу.

Татьяна КЕСВАТЕРА:

– У меня к Александру Михайловичу вопрос по поводу проектной деятельности в начальной школе. Моя дочь учится во втором классе в обычной общеобразовательной школе в Новокосино. Учитель начальной школы дала ей задание – подготовить сообщение о кошках. Естественно, я, кандидат наук, тем более биологических, должна ребенку помочь. Об этом открытым текстом было сказано на собрании. В итоге проектная работа моей дочери на эту тему по объему равна моей кандидатской диссертации, 120 страниц. Потому что тот план, который мне выдала классный руководитель и в соответствии с которым я выстроила ее проектную работу, ну никак на проект второклассницы не тянет. В создании проекта поучаствовала вся семья – это большой воспитательный момент, я согласна. Но разве этот проект характеризует работу самого ребенка?

– Вы как раз говорите о действиях учителя, который должен научить ребенка инновациям. В данном случае учитель не смог правильно для самого себя сформулировать цель, задачу, а также результат, который он хотел получить. Я могу сказать – ребенку повезло, родители справились. А бывают ситуации, когда родители не справляются. Детей надо учить делать проекты, а не вовлекать всю семью в процесс написания очередной диссертации.

– Когда мы работаем с детьми в проектной деятельности, не надо впадать в такие крайности, надо идти от карликовых проектов к серьезным. Но хочу сказать о другой проблеме. Я обратил внимание, что у многих детей, которые учатся в наших школах, глобальное мышление. Им предлагаешь: «Ребята, найдите себе тему для проекта». И начинается: «Борьба со всемирным потеплением», «Борьба со СПИДом», «Давайте всех вылечим от курения». Начинаешь сравнивать с проектами их сверстников из Йоркшира или Калифорнии. Там такая тема: «Как сделать так, чтобы не было собачьих испражнений у нас во дворе?». Есть конкретная задача, конкретный способ поиска решения и есть конкретный осознанный результат. У нас дети увлечены работой на процесс. Позиция «Живой инновации» – выйти из абстрактных знаний в область работы на конкретный результат. К чему я их все время толкаю? «Вы придумали идею, давайте посмотрим, а она кому-нибудь нужна?» Поиск инновационной восприимчивости.

Татьяна ВОРОБЬЕВА:

– Я тоже задала себе вопрос, прочитав эту книгу: а почему мы так глобально всегда инновации делаем? За рубежом кукла Барби, а у нас все время коллайдер адронный. Это наша проблема.

– Причем делаем куклу Барби, а все равно получается коллайдер.

Сергей ЛЕСКОВ:

– Думаю, когда речь идет об инновациях, это для школы вопрос выживания. Потому что только таким путем можно поднять авторитет интеллектуальных областей деятельности. То униженное состояние, в котором сейчас находятся школа и учителя, является составляющей частью того униженного состояния, в котором сейчас находятся все интеллектуальные профессии.

Вадим Егудин, заведующий редакцией физики издательства «Просвещение»:

– Книга задает тему, она вечная, не новая. Сколько существует человечество, столько и инновациям лет. Разве плохо на поток поставить производство нормальных людей? Это повод для того, чтобы подтягивать всех до определенного уровня. Ставится планка – до нее единицы допрыгнут, но в процессе прыгания все тренируются. Хорошо, когда у детей вырабатывается системное мышление, оно пригодится в жизни.

– Маленькая деталь. Все школы Москвы едут в Гжель, изучают технологию, смотрят продукцию. И никто из учителей не скажет, что промысел, который мы сегодня видим, завод, ремесленное производство в 50-е годы восстановили два человека, один замечательный предприниматель и один культуролог. И ты тоже можешь. По-моему, книга об этом.

«Круглый стол» подготовила Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте