search
main
0

“Дела их начинают поправляться…”

Материалы к уроку-исследованию по роману И.С.Тургенева “Отцы и дети”

Заключительному уроку по роману “Отцы и дети” предшествуют 10 занятий по темам “Базаров и Кирсановы”, “Базаров и Аркадий”, “Идеологический спор”, “Базаров и Одинцова”, “Базаров и родители”. В ходе работы составляется схема передвижений Базарова, что помогает полнее представить пространственно-временную организацию романа и систему персонажей.

Время и пространство в романе “Отцы и дети” очень ограниченны, невелики. Действия, жизнь Базарова вмещаются примерно в 12 недель. Границы губернии, о которой идет речь в тексте, равны расстоянию около 100-150 км. Через немногое Тургенев смог показать много – в этом признак большого таланта.

Губерния, в которой мы волею писателя оказываемся вместе с героями, – одна из многих в России. Название местности неизвестно, стало быть, это та небольшая капля, в которой отражается океан, т.е. огромная Россия. (Уместно вспомнить Базарова: зачем изучать весь лес, достаточно посмотреть несколько деревьев одной породы).

Повествование в романе начинается со знаковой даты – 20 мая 1859 года. Известно, что к этому времени общественные силы в связи с главным вопросом эпохи – крестьянским – уже окончательно размежевались.

Как гражданина Тургенева волнует этот вопрос, и свое видение по разрешению проблемы он отражает в романе.

В рукописи Тургенева понятия Отцы и Дети представлены с заглавных букв. Видимо, не случайно, так как и отцы, и дети, представители различных поколений, одинаково значимы в обществе.

Произведение не названо “Молодые и старые”, “Революционеры-демократы и либералы-аристократы” или как-то иначе, видимо, по той причине, что понятие Отцы и Дети предполагает очень близкую связь, в первую очередь кровную. Но не только кровная связь может объединять людей, делать их близкими. Это может быть и связь духовная.

Обращаемся к тексту и к таблице, которую составляли в ходе работы над романом. Каждый из персонажей так или иначе примыкает либо к “отцам”, либо к “детям”. Важно учесть для понимания сущности конфликта, каковы социальное происхождение каждого из действующих лиц, их убеждения, привычки. Полная картина особенностей каждого персонажа может быть дополнена теми характеристиками, которые давал Базаров. Эти характеристики очень метки: Базаров хорошо знает жизнь и людей. Лишь 2 года он прожил в именьице и 3 года в Петербурге. Остальные годы провел в переездах с отцом – штаб-лекарем.

Окружающие Базарова люди тоже его оценивают. Какова же эта оценка?

Павел Петрович. “Волосатый”. “Я уверен, что он и в физике со своими лягушками недалеко ушел”.

Николай Петрович. “Базаров умен и знающ”. (См. также характеристики Прокофьича, Аркадия, Василия Ивановича, Кати, Ситникова, мужиков и мальчишек).

Как видим, о Базарове у героев возникают различные суждения, порой взаимоисключающие друг друга. Это закономерно, т.к. любой неординарный человек обычно вызывает и симпатии, и антипатии.

Важная деталь: маленький Митя интуитивно признает хорошего человека в Базарове и на его руках сразу замолкает, успокаивается, чего не было в сцене с Павлом Петровичем, когда Митя, наоборот, еще больше раскричался на руках у своего дяди. И еще одна деталь. Характеризуя людей, Евгений Васильевич в отношении Фенечки заявляет: “Она мать – и она права”. Базаров точно выразил суть женщины-матери, ее правоту в желании уберечь от невзгод свое дитя. Вспомним, Василий Иванович, говоря об Арине Власьевне, ее отношении к сыну, произносит: “Известно – мать”. Можно предположить на основе очерков В.Розанова “О писательстве и писателях”, что и для самого Тургенева главное назначение женщины – быть матерью.

Для пространственно-временной организации романа писателем используется прием (хронотоп), известный в литературе очень давно. Хронотопы (хронос – время, топос – пространство) могут быть разные. Один из них – “пути-дороги”. Часто в своих творениях писатели отправляют героев (подобно странникам) в путь-дорогу, и на этом пути герои встречаются с людьми различных сословий и взглядов, вступают с ними в какие-либо отношения, так или иначе проявляют себя, и благодаря этим встречам, действиям у читателя создается более полное представление о времени, пространстве, героях. В такую “дорогу” отправляется и Базаров. По схеме передвижений можно достаточно легко проследить, где останавливался наш герой, с кем встречался, где и когда возникали конфликты. Первый, межличностный, возникает в Марьино между Базаровым и Павлом Петровичем.

Писатель в поведении Павла Петровича отмечает: “всплеснул руками”, “побледнел” и т.д., что явно указывает на бессилие Кирсанова, да и откуда взяться силе, если герой никогда не утруждал себя ни физическими, ни умственными занятиями в отличие от Базарова.

Внутренний конфликт глубже, серьезнее, он более определяющ в общей идее романа.

В Никольское Базаров и Аркадий приезжают 22 июня – это день ангела Евгения Васильевича. “Как-то он (ангел) обо мне печется?” – бросает между прочим наш герой. И ангел дарит ему любовь к женщине. Тургенев всех своих героев пропускает через испытание любовью – самое человеческое чувство и понятное всем. Как же Базаров проявился в этом интимном чувстве? Он стал мягче, человечнее, в нем “бьется великое сердце”.

Используя хронотоп “путь-дорога”, писатель отправляет нашего героя еще раз по тому же пути. Зачем? Теперь Базаров уже стал несколько иным, он ощутил себя романтиком и от этого злится. Но убеждения его не изменились, он остался им верен.

Показательна в этом плане и сцена дуэли, а точнее диалог героев, предшествующий дуэли. Базаров, размышляя о том, почему он поддался аристократическим замашкам, пришел к выводу, что, если бы он не принял вызов, Павел Петрович ударил бы его тростью, а ему (“вся его гордость так и поднялась на дыбы при одной этой мысли”) “пришлось бы задушить его, как котенка”.

Базаров не изменился. А изменилось ли что-нибудь вокруг к лучшему, изменилось ли отношение к Базарову? Нет, в Марьино стало еще хуже (“Сил моих больше нет”, – вырывается у Николая Петровича), не уменьшилась и ненависть Павла Петровича к нигилисту.

Уезжая, Базаров прощается со всеми. И все-таки он прямо или косвенно влияет на дальнейшие действия персонажей: свадьба Николая Петровича, свадьба Аркадия и Кати, отъезд Павла Петровича и т.д.

Самые впечатляющие сцены в “Отцах и детях” – болезнь и смерть героя. Всякий раз, когда изучается это произведение, поднимается вопрос о том, почему умирает главный герой. Можно предположить, что причиной смерти послужило отсутствие взаимной любви. Без этого действительно человеку плохо. Смерть наступает и при духовном одиночестве, а Базаров одинок. И все-таки этих аргументов, нам думается, недостаточно, чтобы ответить на вопрос о смерти нигилиста. Обратимся к самому Тургеневу за ответом, т.к. ничего лишнего и случайного в его произведении нет. Роман посвящен Виссариону Белинскому. Какая тут связь? Разобраться в этом поможет историк и философ Н.Бердяев (кн. “Истоки и смысл русского коммунизма”): “Белинский – центральная фигура в истории русской мысли и сознания XIX в. Из сострадания к людям Белинский готов проповедовать тиранство и жестокость. Кровь необходима. Для того чтобы осчастливить большую часть человечества, можно снести голову хотя бы сотням тысяч… Он говорит, что люди так глупы, что их насильно нужно вести к счастью. Будь он царем, он был бы тираном во имя справедливости”.

Базаров в споре с Павлом Петровичем выступает как представитель нового мировоззрения – нигилизма.

Известно, что синонимом слову “нигилист” является слово “революционер”. Если вспомним о главной задаче нигилистов, то это будет следующее: “Мы отрицаем все”, “Сперва нужно место расчистить”. Расчистить, т.е. разрушить, уничтожить. Нигилисты по духу своему разрушители. А ведь у Базарова есть сила к созиданию, он способен любить – и в этом страшное внутреннее противоречие. Базарова раздирают две мощнейшие силы: созидание и разрушение, поэтому так силен и глубок внутренний конфликт, он-то в первую очередь, по нашему убеждению, и приводит к смерти Базарова.

Тургенев не дает будущего Базарову потому, что построенное на разрушении, уничтожении новое общество будет абсурдно по своей сути, уродливо. Человек должен созидать. Дальнейшая жизнь доказала гениальное предвидение художника Тургенева.

Но что же делать с вопросом Аркадия “как?” (как преобразовать Россию?). Снова обращаемся к Тургеневу, к его роману. Задал вопрос Аркадий – он и на него ответил. “Дела их начинают поправляться. Аркадий сделался рьяным хозяином, и “ферма” уже приносит довольно значительный доход” (гл.28). Значит, в рачительном хозяйствовании видит писатель выход для обнищавшей России!

И еще один важный ответ на философский вопрос о взаимоотношениях отцов и детей мы нашли у Ивана Сергеевича.

Начало текста – “Отцы и дети”.

Конец текста – “Вечное примирение и жизнь бесконечная”.

При одинаковой синтаксической структуре сочетаний путем наложения получаем следующее:

Отцы – “вечное примирение”. И дети – “жизнь бесконечная”.

Что значит примириться “отцам”? С чем? Смириться с тем, что молодое поколение приходит на смену “отцам”, что жизнь постоянно обновляется – в этом мудрость жизни. Примириться – это значит выслушать, понять, принять. И, безусловно, это под силу мудрым, опытным, т.е. “отцам”. А “дети” способны жизнь сделать бесконечной…

Наталья МАЛЬЦЕВА,

учитель русского языка и литературы школы # 31

Ангарск,

Иркутская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте