Случается такое у историков: полюбят какой-нибудь стародавний период – и будто бы живут в нем. Давно ушедшие люди становятся родными и близкими.
С Сергеем Арсеньевичем Исполатовым я «познакомилась» лет пять-шесть назад, когда работала над темой «Школьное образование во времена земства». Тогда удивилась: как оказался выпускник физико-математического факультета Петербургского университета в нашем малюсеньком, глухом городишке?! Сейчас на смену удивлению пришло уважение, ведь благодаря таким людям, как Сергей Арсеньевич, наш Яранск и смог высоко подняться в культурном отношении сто лет назад, в начале XX века.
Родился Сергей Арсеньевич в 1873 году в семье сельского священника в Тверской губернии. С шести лет, оставшись сиротой, жил в семьях своих старших замужних сестер. После окончания гимназии поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Учился блестяще, занимался наукой: со второго курса специализировался по акустике, оптике, проекционному черчению; на третьем, четвертом – по электричеству. Наверное, мог остаться в Петербурге, посвятить себя науке… А он едет работать учителем математики и физики реального училища в Вятку. И здесь успешно идет его служебный рост: через шесть лет, по решению губернского земства, он становится инспектором Вятского реального училища. Высокий пост, любимая работа, положение в интеллигентном обществе Вятки, семья… Но в 1909 году Сергей Арсеньевич принимает приглашение Яранского земства переехать в Яранск и заняться обустройством здесь частного мужского учебного заведения.
Глухая провинция, маленький городок (около 5 тысяч жителей), огромная работа – начинать пришлось с нуля, а он приехал!
Надо сказать, что яраничи давно уже мечтали о среднем учебном заведении для мальчиков, ведь многие яранские подростки были вынуждены рано уезжать из дома, чтобы учиться в гимназиях и реальных училищах. Поэтому земство и городская управа несколько лет хлопотали в Вятке, Казани, Москве по этому вопросу. Нужно было подобрать в новое учебное заведение сильный педагогический коллектив. Начали с Сергея Арсеньевича. И надо думать, наши тогдашние чиновники сумели и заинтересовать, и создать условия, раз Исполатов решился переехать с семьей в наш город…
Год напряженной работы: ремонт арендованного у монастыря здания, поиск учителей, прием учеников (желающих учиться было очень и очень много), приобретение мебели, пособий, приборов, учебников и книг для библиотеки… Весной 1910 года Министерство народного просвещения разрешило открыть в Яранске гимназию, всецело содержащуюся на средства государственной казны, всего-то вторую такого рода после мужской в Вятке во всей губернии! Разумеется, это событие стало очень важным для города. Особую радость, наверное, испытывали члены земской и городской управ: им немало для этого пришлось потрудиться.
А у Сергея Арсеньевича, который теперь уже стал директором гимназии, хлопот не убавилось. Увеличение количества классов требовало расширения площадей, поэтому дважды, в 1911 и 1914 годах, делали пристрои к основному зданию.
Одной из основных забот директора оставалось формирование педагогического коллектива. Кого-то Сергей Арсеньевич нашел в Яранске, ведь здесь уже работало несколько учебных заведений (городское, духовное училище, женская гимназия), кого-то пригласил через Управление казанского учебного округа из других городов. К 1915 году из 22 преподавателей гимназии 13 окончили или прослушали учебные курсы университетов или духовных академий Москвы, Петербурга, Казани, Варшавы!
Другая, тоже важная задача: комплектование библиотек. Если в 1911 году в фундаментальной библиотеке было 679 книг, то в 1915-м – 2489, а в учебной в 1911 году – 632, в 1915-м – 2289.
Теперь о том, дети каких сословий учились в Яранской мужской гимназии.
Вот данные за 1915 год:
дети потомственных дворян – 5 человек (2,4%);
личных дворян и чиновников – 33 (16,1%);
духовного звания – 37 (18,1%);
почетных граждан и купцов – 7 (3,4%);
мещан – 34 (16,6%);
крестьян – 89 (43,4%).
Любопытные данные отслеживались в гимназии: все ученики были разделены на три группы по принципу возможностей их семей дать им платное среднее образование (обучение в гимназии в 1910 году стоило 25 рублей в год). Так вот с 1910 по 1915 год выросло число детей из состоятельных семей (первая группа) и детей из бедных семей (третья группа). И в третьей группе ежегодно отмечался самый высокий процент успешности детей! Они сознавали, что плохая успеваемость приведет к тому, что они не получат материальной поддержки: льгот, пособий. И еще удивительно, что на детей из третьей группы в гимназии обращали особое внимание: стараниями Сергея Арсеньевича Исполатова был создан стипендиальный капитал. Уездное земство вносило плату за 10 учеников. В городе было создано общество «Вспоможествования недостаточным ученикам». Купец Алексей Петрович Калинин открыл ученическое общежитие для мальчиков, подающих надежду на успешное обучение, но не имеющих средств к получению образования. На общежитие перечисляли средства губернское и уездное земство, частные благотворители.
Мне бы очень хотелось выразить свое восхищение той гимназией, которую создал в Яранске в начале прошлого века выпускник Петербургского университета Сергей Арсеньевич Исполатов.
Вот такой получился рассказ. Светлая память Сергею Арсеньевичу!
Хочу выразить благодарность Николаю Петровичу Салтыкову, его внуку, жителю города Кирова, за переданные в Яранский музей личные вещи деда.
Елена ДОЖДИКОВА, сотрудник Яранского краеведческого музея
Комментарии