Учитель математики и экономики Долгодеревенской школы Сосновского района Челябинской области Ильяс ГАБАЙДУЛЛИН говорит, что выбрал профессию во время Последнего звонка. Вдруг понял, что хочет остаться здесь подольше. Но отличников на второй год не оставляют, и он поступил на физико-математический факультет Челябинского государственного педагогического университета, чтобы в 2016 году вернуться в родную миасскую школу №1 уже в статусе учителя.
Впрочем, молодой педагог допускает, что жизнь после вуза могла сложиться иначе. На «путь истинный» его наставил Профсоюз работников образования Красноармейского района, все пять лет привлекая студента к спортивным соревнованиям.
– Я все время чувствовал себя частичкой системы образования Красноармейского района, – признается Ильяс Гизатуллович. – Хотелось поскорее окончить вуз и прийти работать в школу! С уверенностью могу сказать, что выбору своей профессиональной деятельности я обязан председателю профсоюза Любови Петровне Коноваловой, за что ей благодарен.
Профсоюзный билет для молодого учителя стал путевкой в составе команды района и на областной турслет, и на лыжные гонки в честь 100‑летия профсоюза, и на спартакиаду работников образования. Это помогло быстрее влиться в педагогический коллектив не только Красноармейского района, но и целого региона. Сейчас Ильяс Габайдуллин – вице-президент Федерации лапты Челябинской области, занимается и спортивно-массовой работой, привлекая молодежь. Это не могло не отразиться на Долгодеревенской средней школе, где он теперь работает в качестве заместителя директора. Здесь трудно найти ученика, не любящего спорт, как и математику, которую ведет Ильяс Габайдуллин. Потому что, как ни странно, между этой наукой и физкультурой есть немало общего: алгоритм действий, упорство в достижении цели, расчет, внимание и необходимость постоянных тренировок. Один из его учеников, например, долгое время уверял, что учиться ему ни к чему, тем более математике. Видел себя только в футболе. Исправляться положение стало после того, как с ним начали говорить на его языке, обсуждая наиболее интересные матчи. Правда, учитель это делал с цифрами в руках, и юноша наконец осознал, насколько важно анализировать позиции игроков, чтобы правильно рассчитывать угол, под которым мяч входит в ворота.
– Не любая деятельность развивает способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции, – говорит Ильяс Гизатуллович. – Если много заниматься с ребенком, его можно научить чему-то, можно даже добиться хороших отметок, но, чтобы развивались его дарования, нужно, чтобы ему самому нравилось. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Поэтому успех каждого ребенка, на мой взгляд, – это не только федеральный проект, но и миссия каждого учителя.
Уже на втором году работы Габайдуллин подготовил старшеклассников миасской школы №1 для чемпионата по стратегии и управлению бизнесом Global Management Challenge Junior, который проходил на базе образовательного центра «Сириус» в Сочи. Четыре дня дети участвовали в игре, основанной на бизнес-симуляторе, действовать нужно было быстро, без права на ошибку. Заняли третье место. Теперь один из этих ребят – студентов колледжей и вузов пишет учителю: «Я лучший в группе по математике, и это все вы».
В чем же секрет молодого педагога?
Согласно результатам опроса, который в 2020 году провел фонд «Национальные ресурсы образования» вместе с ОНК, для 57 процентов родителей комфортная атмосфера в школе важнее академической успеваемости. А большинство детей на вопрос «Что определяет ваш образовательный успех?» ответили: «Хорошие отношения с учителем».
– В благожелательной обстановке ребенок лучше учится, – считает Габайдуллин. – Я искренне рад, что согласно моим педагогическим принципам у меня получается создавать положительную атмосферу на уроке и за его пределами. Главное – любить то, что ты делаешь. Мне трудно представить, как можно не любить школу, видя горящие глаза детей, чувствуя их безграничное доверие. Удивительно наблюдать взросление ребят, которое выражается и в умении применять полученные на уроках знания в нестандартных ситуациях.
Где-то прочитал, что учитель сегодня напоминает художника с одним тюбиком краски, от которого требуют нарисовать радугу. Конечно, надо постоянно совершенствоваться, идти к саморазвитию, учиться просто объяснять сложное, искать подход к каждому ребенку, всегда сохранять самообладание, отключаться от других проблем, заходя в класс.
Профессиональный подход помогает либо найти недостающие тюбики с краской, либо все-таки рисовать радугу одним. Важно не уходить от ответственности, не бояться ее, всегда помня об особой роли педагога в обществе – помогать взрослеющему человеку, формировать не только фундамент знаний и умений, но и основы мировоззрения и характера детей.
Первый урок в новом классе Габайдуллин обычно строит на проблемном диалоге, где вместе с ребятами отвечает на вопрос, для чего нужна математика. Когда есть интерес, учиться легче. Математика в его исполнении не сухая наука, а увлекательная игра с бесконечным поиском новых решений. И как истинная царица, конечно, объединяет все прочие науки.
Даже для закоренелого гуманитария она становится интересной, когда Ильяс Гизатуллович рассказывает о том, к примеру, как французский математик и философ ХVII века Рене Декарт открыл систему координат. Говорят, однажды он целый день лежал в раздумьях на кровати, отмахиваясь от мухи, летающей вокруг, – мешала своим жужжанием. Пришлось направить мысли по другому руслу: ученый стал размышлять, как математически описать ее положение в любой момент времени, чтобы прихлопнуть надоеду без промаха. Итогом противостояния стало одно из величайших изобретений человечества. Когда математика входит в повседневную жизнь, она становится более понятной и более нужной. Уже мало считать монетки в кошельке, хочется научиться планировать свой бюджет. Слишком простым кажется подобрать ингредиенты для яичницы, мечтается приготовить торт на всю компанию. Бытовые ассоциации помогают просто объяснять сложное. Вслед за Василием Сухомлинским Габайдуллин считает, что ребенок должен быть убежден – своим успехом он обязан прежде всего самому себе: «Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что его открытие сделано с чьей-то подачи, и радость успеха может померкнуть».
– А в чем успех педагога? – продолжает Ильяс Гизатуллович. – Конечно, в успехах его учеников. И пусть они, возможно, не станут президентами или лучшими в мире футболистами, но я должен научить их быть успешными в жизни: уверенными в себе, контролирующими свои мысли и чувства, способными доводить любое дело до его завершения, умеющими получать позитивный результат даже из негативного опыта, ставить перед собой реальные, осуществимые задачи. Ведь часто бывает, что быть успешным человеку мешает не отсутствие способностей или возможностей, а лишь недостаток уверенности в собственных силах. Вообще сложно работать с современными детьми, они очень разные в силу своих личностных особенностей и проблем.
На старте педагогической карьеры Габайдуллин столкнулся с классической проблемой: два-три сильных ученика своей активностью на уроках ставили в тупик остальных. В результате многие даже отказывались выходить к доске. То есть слишком много успешных в классе тоже плохо? Молодой учитель пришел к выводу: необходимо создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, чтобы дать ему возможность переживать радость, пусть маленьких, но достижений, осознавать свои способности и научиться верить в себя.
– Общая радость, когда ученик достиг положительной реакции коллектива ровесников, тоже исключительно важна, тем более в подростковом возрасте, когда мнение коллектива чрезвычайно ценно, – говорит Ильяс Гизатуллович. – Школьники, особенно в старших классах, после переживания общей радости стремятся испытать ее еще раз. Конечно, я опираюсь на педагогические авторитеты, но и на моих занятиях уже рождаются приемы для создания успеха. Например, «Эксперт» – когда за успешное выполнение учебных задач на уроке или их системе назначаются эксперты из числа разных групп учащихся – и лидеров, и скептиков, и равнодушных, и ответственных. В итоге мы решаем задачу, и возникает двойная ситуация успеха: и для каждого в отдельности, и для всего коллектива.
Соцсети, совместные группы, где Ильяс Гизатуллович и его ученики детьми не только обмениваются информацией, обсуждают современные образовательные ресурсы, но и просто общаются, помогают устанавливать доверительный контакт. Благодаря национальному проекту «Образование» в Долгодеревенской школе открылся центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», что позволило учителю и детям начать работу над интересными проектами. А для привлечения самого неактивного субъекта образовательных отношений – родителей – на традиционных собраниях, посвященных сдаче ОГЭ, он предлагает мамам и папам попробовать решить задания экзамена.
– Вы удивитесь, но им идея нравится: взрослые вспоминают школу, юность, – улыбается молодой педагог. – Результат не заставляет себя долго ждать. Дети начинают подходить со словами: «Мы с мамой решили задачу, проверьте» или «А мы с отцом составили разные уравнения, рассудите». И я радуюсь уже не только за свой предмет, но и за то, что он делает семью ближе, за то, что родители начинают лучше понимать своих детей. Важно только не забывать, что педагогический алгоритм отличается от математического, ведь в педагогике не все так однозначно. Осваивая любой такой алгоритм, нужно прежде всего пропустить его через себя и применять его по-своему, каждый раз обращаясь к своей интуиции и задавая себе вопрос: «Уместно ли использовать это здесь и сейчас?»
Добиваясь качества образования, которое стало в последнее время актуальной проблемой, на решение которой направлены и Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ», и государственная программа «Развитие образования», Ильяс Габайдуллин считает нужным ориентироваться на международные исследования:
– Качество образования в этих документах характеризуется сохранением позиций России в международных исследованиях: PIRLS – это качество чтения и понимания текстов, TIMSS – качество математического и естественно-научного образования, PISA – оценка образовательных достижений учащихся, связанных с навыками ХХI века, функциональной грамотностью учащихся. А когда смотришь на основные направления формирования функциональной грамотности, возникает мысль, что для реализации этих направлений урок математики подходит лучше всего, ибо на нем воспитывается и математическая, и читательская, и естественно-научная, и финансовая грамотность, и креативное, критическое мышление, и сотрудничество.
Рисуя на доске формулы и открывая гармонию чисел, Ильяс Габайдуллин чувствует себя… художником: от него зависит, какими красками заиграет душа ребенка.
– Моя работа – творчество! – считает педагог. – Я создаю свои картины, а главная из них – образ новой школы. Верю в свои силы и возможности, главное – следовать жизненным правилам и не забывать о главном в нашей системе – о ребенке. И как идеи художника живут в своих картинах, так мой труд будет жить в мыслях и поступках детей. Я не штампую зарисовки, а поэтапно создаю свой шедевр.
Наталья ЯКОВЛЕВА, c. Долгодеревенское, Сосновский район, Челябинская область
Комментарии