Задачи:
– повторить, закрепить, расширить знания детей по данному разделу;
– развивать умение комбинировать элементы целого (темы), чтобы появился элемент новизны;
– учить делать выводы, подводить итоги, развивая логическое мышление;
– воспитывать уважение к труду собственному и товарищей, прививать культуру труда.
Оборудование: карточка с текстами, рисунками и заданиями; заготовка обобщающего кластера; микроскопы на столах; фиксированный микропрепарат эвглены зеленой; карточки с тестами; “черный ящик” с кусочком мела; физическая карта полушарий.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
– Сегодня мы повторяем материал, изученный в 3-й четверти. Раздел называется… (Жизнь на Земле). Это урок-эссе (от французского слова essai – опыт, набросок), урок, сочетающий индивидуальную позицию каждого с непринужденным изложением. Записи, заметки будем вносить в опорный конспект, который называется кластером (в переводе с английского cluster – кисть, гроздь, пучок).
Чтение текста 1.
* Подумайте, как мы назовем первую тему раздела. (Развитие жизни на Земле). Что вас заинтересовало в тексте? Какие возникли вопросы? (Идет обсуждение). Прочтите вслух те предложения, в которых пропущены слова, предварительно вставив их в текст.
* Игра “Черный ящик”. В ящике лежит горная порода, которая образовалась из раковин мелких морских животных. (Мел).
* Немного об этих животных. Показ моделей динозавров. Назовите их.
* Запись в кластер: о чем самом важном узнали в этом разделе?
Чтение текста 2.
* Вставьте пропущенные слова. Кому трудно, загляните в тетрадь или учебник. Обсудите с соседом по парте. Читаем вслух.
* Как называется прибор для изучения микроскопических объектов?
* Заполнение кластера.
Работа с микроскопом.
Рассмотрите готовый микропрепарат эвглены. К какой группе организмов: одно- или многоклеточных относится данный вид живой природы? Почему? Какие два царства живой природы относятся к одноклеточным? (Бактерии и простейшие). Назовите царства многоклеточных организмов. Перечислите по порядку слева направо, рисунки каких царств живой природы представлены под названием “Текст 3”. Заполнение кластера.
Чтение текста 4.
* О каком насекомом идет речь? В какой среде обитает оно? Какие приспособления имеет стрекоза к жизни и питанию в воздухе?
* Игра “Три – четвертый лишний”. Учитываются среды обитания.
а) кенгуру, страус, ласточка, гепард; б) крот, комар, слепыш, дождевой червь; в) речной рак, жук-плавунец, выдра, шмель.
* Заполнение кластера.
Чтение текста 5, вставляя пропущенные слова.
* Описание каких природных зон вы сейчас услышите?
А) Здесь очень мало тепла, почва скована многолетней мерзлотой. Природные сообщества составляют лишайники, мхи, карликовые деревья, грызуны-лемминги, белая куропатка.
Б) Самое богатое видами природное сообщество Земли.
В) Особенно засушливые районы Земли встречаются на всех материках, кроме Антарктиды. Из животных много пресмыкающихся.
Г) Основа этого природного сообщества – нетребовательные к теплу хвойные деревья.
* Заполнение кластера.
Прочитайте текст 6 и приготовьтесь прочесть вслух, вставив пропущенные слова.
* Заполнение кластера.
Прочитайте текст 7 о водомерках.
* Заполните кластер, рассказав об этих животных по плану: сообщества, главная проблема, как решается проблема.
Тестирование по вариантам.
Подведение итогов работы на уроке. Учитель знакомит с выставкой книг о живой природе, рекомендует прочитать на каникулах заинтересовавшие детей экземпляры.
Приложение 1
Текст 1.
С незапамятных времен люди находили в земле окаменевшие кости, раковины, панцири и другие останки существ, вымерших много лет назад. И никто не догадывался, что это останки некогда живших существ. Считали, что это останки великанов или драконов, с которыми сражались герои народных легенд. Ученые средних веков рассматривали такие находки как проявление творческих сил природы. И только в XVIII веке стали понимать, что кости, пролежав много времени в земле, окаменевают.
В России коллекции окаменелостей были у Петра I. Наука, которая занимается изучением ископаемых, называется… Основателем ее стал французский ученый Кювье.
Ученые считают, что жизнь на Земле зародилась около… лет назад, причем не на суше, а …. Постепенно живые существа заселили и… Многие существа (какие?) полностью вымерли, другие изменились и сохранились до сих пор.
Текст 2.
Английский ученый… более… лет назад рассматривал под микроскопом тонкий срез пробки пробкового дуба. Он обнаружил множество маленьких полостей, которые назвал…
Все живые существа имеют… строение.
Главные части клетки:…,…,… . В цитоплазме располагаются органоиды: …,… . Живые клетки дышат…,…, …,… .
Текст 3.
Текст 4.
Это насекомое отыскивает пищу благодаря зрению, а органы обоняния развиты слабо. Насекомое охотится за летающими насекомыми: комарами, мухами, слепнями, оводами. Чтобы поймать на лету насекомое, его надо хорошо видеть. Поэтому глаза у этого хищника огромные – занимают чуть ли не всю голову. И угол охвата тоже очень большой – чуть ли не во все стороны смотрит, не поворачивая головы. Прекрасный летун: быстр и маневренен. Имеет 4 крыла, но каждая пара действует так слаженно, что получается всего 2 крыла. Взмахов делает до 100 и более в секунду.
Текст 5.
Основные природные зоны Земли – это …,…,…,…,…,…,… Их распространение на Земле зависит от…
Текст 6.
Живые существа заселили все материки нашей планеты: самый большой -…, самый сухой – …, самый жаркий -…, самый влажный – …, самый холодный – …, а также …, …. Вот некоторые примечательные растения и животные материков:
Панда из…, рис из…, кенгуру из …, жираф из…, секвойя из…, баобаб из …, скунс из …, эвкалипт из …, пингвин из …
Текст 7.
В наших водоемах есть надводные охотники – водомерки. Стоит упасть какому-нибудь насекомому в воду, и сразу со всех сторон мчатся к нему водомерки. Сшибаются на ходу, часто затевают потасовки. Но никто не уйдет ко дну. Густые волоски на теле водомерки всегда окружены пузырьками воздуха, и, даже насильно погруженная под воду, она выскочит на поверхность, как поплавок. Не “проваливаются” и ноги водомерки: они тоже окружены густыми волосками и смазаны жиром.
Приложение 2
Тест по теме “Жизнь на Земле”.
1-й вариант
I. Выбери из нескольких вариантов ответов правильный и обозначь значком “+”.
1. Какие организмы появились первыми и где?
а) многоклеточные на суше;
б) одноклеточные на суше;
в) многоклеточные в воде;
г) одноклеточные в воде.
2. Динозавры – это
а) древние земноводные;
б) одна из групп древних пресмыкающихся;
в) древние млекопитающие.
3. Зеленый цвет клеткам растений придают
а) митохондрии; б) лизосомы; в) хлоропласты; г) оболочка.
4. Для животных, живущих в водной среде, характерно наличие
а) крыльев; б) длинных конечностей; в) плавников, перепонок между пальцами; г) длинного узкого тела.
5. Для животных сообщества поверхности воды главная проблема
а) как ориентироваться в темноте,
б) как быстрее передвигаться;
в) как удержаться на поверхности.
II. Какие утверждения верны?
1. Тело простейших состоит из одной клетки.
2. Грибы – это растения.
3. Животных делят на позвоночных и беспозвоночных.
4. Живую природу делят на 3 царства: растения, животные, бактерии.
5. Рыбы – обитатели наземно-воздушной среды обитания.
III. Подбери к словам левого столбика соответствующие слова из правого и запиши парами.
клетка крот
динозавр лемминг
тундра палеонтология
планктон микроскоп
Австралия рис
Евразия эвкалипт
почва лучевики
Приложение 3
Тест по теме “Жизнь на Земле”.
2-й вариант
I. Выбери из нескольких вариантов ответов правильный и обозначь значком “+”.
1. Кого называют динозаврами?
а) пресмыкающихся, живших в воздухе и на Земле;
б) наземных пресмыкающихся;
в) пресмыкающихся, живших и в воде, и в воздухе, и на суше;
г) пресмыкающихся, которые жили и в воде, и на суше.
2. Развитие жизни на Земле началось:
а) 300 млн. лет назад; б) 3,5 млрд. лет назад; в) 10 млрд. лет назад.
3. Каждая клетка состоит из
а) оболочки и ядра; б) оболочки, цитоплазмы и ядра;
в) оболочки, хлоропластов и ядра.
4. В воздушной среде обитают:
а) волк; б) летучая мышь; в) ворона; г) шмель.
5. Для животных сообщества толщи воды главная проблема
а) как удержаться на поверхности;
б) поддержание в воде или быстрое передвижение;
в) как ориентироваться в темноте.
II. Какие утверждения верны?
1. Бактерии – одноклеточные организмы.
2. Грибы, растения, животные – многоклеточные.
3. Грибы – это растения.
4. Живую природу делят на 2 царства: растения и животные.
5. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.
6. Почвенная среда плотная, в ней нет свет.
7. Животные организмы могут быть средой для жизни других организмов.
8. Баобаб – знаменитое растение Австралии.
9. Секвойи – деревья-гиганты, растущие в Северной Америке.
10. Влажный тропический лес – самое богатое видами природное сообщество Земли.
11. Саксаул, верблюжья колючка, много пресмыкающихся характерны для тундры.
III. Подбери к словам левого столбика соответствующие слова из правого и запиши парами
тайга палеонтология
клетка пингвин
дельфин белый медведь
трилобит сообщество
Антарктида митохондрии
Арктика вода
лес ель
Валентина КИРИЛЕНКОВА
Псков
Комментарии