Не за горами конец учебного года. Осталось совсем немного времени, и ученики всех школ Российской Федерации будут иметь возможность проверить свои знания и оценить уровень освоения школьного материала. Уже после 15 марта согласно приказу Рособрнадзора от 23.12.2022 ученики четвертых классов начнут писать всероссийские проверочные работы по трем предметам: математике, окружающему миру и русскому языку. Это очень важный этап жизни каждого школьника. Каждому учителю, каждому родителю очень хочется, чтобы он прошел максимально безболезненно для ребенка. Ведь самое сложное – убедить ребенка в том, что у него все получится. И, согласитесь, сложнее всего писать любую проверочную работу тогда, когда не знаешь, чего ожидать. Возникает вопрос: насколько сложными будут задания и не окажутся ли они непонятными для маленького школьника?
Спешу успокоить вас: издательство «Экзамен» остается нашим надежным помощником в подготовке к ВПР. Изданные им типовые проверочные работы ежегодно обновляются авторами и расходятся большими тиражами, помогая детям качественно подготовиться к этому испытанию. Поэтому никаких неприятных неожиданностей здесь быть не может, ведь разработкой данного пособия занимаются авторы тех самых всероссийских проверочных работ.
Пособия помогают подготовиться к такого рода работам, поскольку имеют множество интересных заданий, которые не всегда бывают стандартными и нередко отличаются от привычных. Однако этот факт не говорит об усложнении материала, а, наоборот, делает его более интересным и необычным для учащихся. Пособия с типовыми заданиями ВПР с легкостью можно использовать не только для подготовки, но и для организации интересных предметных занятий, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.
Конечно, для освоения большого объема материала времени осталось совсем мало. Поэтому, чтобы оперативно подготовиться к грядущим испытаниям, нужны небольшие по объему, качественные учебные пособия. Очень удачными в этом смысле являются пособия, созданные известным педагогом, председателем Ассоциации учителей начальных классов Москвы Еленой Волковой и ее соавторами. В них есть не только по 10 вариантов каждого из заданий, но также критерии оценивания проверочной работы, ответы и решения, которые можно легко изъять из пособия. Очень много нестандартных, неформатных заданий, которые детям наверняка понравятся.
Пособие «Русский язык. Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы» авторов Е.В.Волковой, Н.И.Ожогиной, А.В.Тарасовой, как и прежде, богато интересными, познавательными текстами. Произведения подобраны с особой тщательностью. Использовать их можно не только для подготовки к всероссийским проверочным работам, но и для организации внеурочной деятельности. Данное пособие не претерпело особых изменений, а стало лишь разнообразнее по количеству вариантов. Хочется остановиться на 15-м задании второй части (см. рис. 1).
Выполняя тренировочные задания такого типа, дети будут обращаться не только к учебнику, но и к различной познавательной литературе. Такие упражнения обогащают язык школьников, заставляют задуматься над жизненными ценностями, порождают желание изучать историю пословиц и поговорок, рассуждать над причинами, по которым они вошли в язык русского народа.
Пособие «Математика. Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы» авторов Е.В.Волковой и Р.В.Бубновой радует разнообразием нестандартных задач, решение которых требует не только определенных вычислительных навыков, но и логических рассуждений, что максимально приближает к решению жизненных ситуаций. Это очень важно, поскольку основная цель обучения – успешность каждого ребенка.
В качестве примера могу привести задание 10, где необходимо по определенным высказываниям третьего лица сформировать общую картину семейного древа данной семьи (см. рис. 2).
Такие задания помогают отточить навык работы по алгоритму, заставляют создавать логические цепочки для решения поставленных задач.
Задание 3, как и прежде, связано с такой часто встречающейся необходимостью нашей повседневной жизни, как поход в магазин за покупками. Дети всегда с радостью выполняют их, ведь финансовая грамотность начинается с таких элементарных функций. Данное задание применимо на уроках математики в различных интерпретациях (см. рис. 3).
Задание 6 можно сравнить с работой над статистическими данными, оно учит алгоритму действий при работе с таблицами и схемами. На сегодняшний день, в эпоху глобальной цифровизации, людям необходимо уметь строить рассуждения на данных, изложенных в таблице (см. рис. 4).
Многие задачи пособия «Математика. ВПР за курс начальной школы» отличаются от того, что есть в учебниках по математике. Они заставляют ученика применить все свои знания, собрать воедино свои умения и навыки.
По поводу пособия «Окружающий мир. Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы» авторов Е.В.Волковой и Г.И.Строевой могу сказать, что это прекрасное средство как для подготовки к проверочным работам, так и для внеурочной деятельности по различным направлениям. Каждый год, проверяя итоги выполнения ВПР, замечаю, что есть некие трудности при выполнении некоторых заданий. Например, если ученик по каким-либо объективным причинам пропускал практические занятия по окружающему миру, то ему трудно справиться с заданием №6, так как в нем требуется проанализировать опыт и затем ответить на поставленный вопрос. Не каждый ребенок умеет образно мыслить. Это и становится причиной ошибок в данном задании.
Задание 3 заключает в себе огромный раздел программы «Окружающий мир» (см. рис. 5).
Чтобы его выполнить, недостаточно знать только названия природных зон, для углубленной подготовки необходимо задействовать и учебник, и дополнительную литературу. Это стимулирует учащихся использовать различные виды печатных и электронных энциклопедий. Но благодаря большому количеству вариантов в пособиях издательства «Экзамен» эта проблема вполне решаема. Среди того, что тут есть, обязательно встретится и то, что будет на ВПР.
Использовать перечисленные пособия очень удобно. Работу с ними можно начинать не только в 4‑м классе, но и на протяжении всего обучения в начальной школе, это хорошая практическая база, дополняющая то, что есть в учебниках. На книгах издательства «Экзамен» можно построить удобную систему промежуточной проверки по той или иной теме в соответствии с выбранной программой подготовки. Понятные ученику инструкции в каждом из вариантов помогут организовать самостоятельное обучение и дадут возможность учащемуся объективно оценить себя. Развернутая система оценки с полным описанием всевозможных ответов – основа для грамотного самоанализа, без которого невозможно построить правильную траекторию самообучения.
Не устану говорить о том, что пособия являются универсальными и самыми объективными для подготовки к всероссийским проверочным работам. Важная деталь: все пособия прошли серьезную экспертизу Федерального института оценки качества образования и получили положительную экспертную оценку. Из года в год учащиеся 4‑х классов готовятся по пособиям издательства «Экзамен» и успешно сдают ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру. Огромное спасибо авторам за их многолетний плодотворный труд, за интересные задания, за умение разнообразить и расширять рамки обучения.
Всем ребятам начальных классов нашей необъятной России желаю с легкостью пройти все испытания и поддержать своими хорошими результатами учителей, которые во все времена верят в успех своих воспитанников. Мира и добра каждому!
Наталья МИРЗОЕВА, учитель начальной школы высшей категории лицея №1 имени К.С.Отарова, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, г. п. Тырныауз, Кабардино-Балкарская Республика
Комментарии