На Земле сегодня живут шесть миллиардов человек. Они живут в разных странах, говорят на разных языках, принадлежат разным культурам, следуют разным традициям. Всемирная история полна описаний войн, вооруженных конфликтов, страданий целых народов. Развитие человеческой цивилизации привело людей к пониманию того, что насилие – худший способ решения возникающих между людьми проблем. Сегодня люди учатся договариваться, находить компромиссы, уступать и принимать общие решения. В повседневной жизни людей можно искать и находить способ разрешения противоречий между людьми, делать их соседство дружелюбным. Есть ситуации, когда разделиться так, чтобы не мешать друг другу, невозможно. Это ситуации, которые касаются нашего общего дома – планеты Земля.
Учимся жить, уважая друг друга
Современный мир стал открытым, людей сегодня объединяют идеи гуманизма – признание абсолютной ценности каждой человеческой жизни. Все это заставляет искать способы мирного сосуществования. Все больше стран делают свои границы открытыми, «прозрачными». Такие изменения приводят к тому, что каждый может свободно перемещаться по миру. Свобода перемещения признается одной из основополагающих свобод человека. Современный мир все более становится открытым и с точки зрения распространения информации. Информация, с тех пор как она стала доступной независимо от места пребывания человека, также раздвигает границы. В мире создаются международные организации, цель которых – сделать мир более гуманным по отношению к человеку.
Человечество больше не хочет мириться с войнами и насилием. Поиск путей мирного разрешения конфликтов приводит к необходимости объединения государств для решения общих – всей Земли или отдельных ее районов – проблем.
После Второй мировой войны была создана ООН – Организация Объединенных Наций. Ее целью является предотвращение войн, поддержание мира и безопасности.
Человеческая деятельность сегодня достигает таких масштабов, что начинает затрагивать не только ограниченные пространства, но жизнь всего человечества. Наиболее яркие примеры – проблемы экологии. Производственная деятельность людей стала столь грандиозной, что теперь уже подчас невозможно ограничить воздействия, к которым она приводит, границами данной страны.
К чему это приводит? Мы говорили, что граница кладет предел данному порядку вещей. В каждом мире – свой порядок. Можно менять порядок внутри данных границ, это дело тех, кто принадлежит данному порядку. «Мой дом – моя крепость». А в своей крепости я волен делать что хочу. Мои соседи могут запретить мне пересекать наши общие границы, могут прекратить со мной всякие отношения. Так не раз бывало в истории международных отношений. Страны прекращали свои дипломатические отношения, т.е. словно бы переставали существовать друг для друга.
Но вот я настолько изменил порядок у себя, что мои действия повлияли на жизнь за границами моего порядка, моего мира.
Природа – наша общая забота
Бывают такие действия, которые затрагивают всю планету, которые выходят за рамки границ данного порядка. В частности, к таким последствиям приводят действия, влияющие на природные условия жизни человечества. К таким последствиям привела катастрофа в Чернобыле. На атомной электростанции в г.Чернобыле произошла авария. В результате в воздухе образовалось радиоактивное облако, оно поднялось высоко в атмосферу и распространилось на соседние страны. Ситуация усугубилась тем, что правительство Советского Союза не сразу же, а лишь через несколько дней сообщило о происшедшем. Поэтому соседние государства не смогли предпринять мер профилактики.
Аналогичные общепланетарные последствия имеют и другие действия людей и правительств. Вырубаются леса в Амазонии, в результате в этом районе Южной Америки происходит изменение климата, что приводит к серьезным последствиям для целого ряда стран данного региона.
Часто подобные проблемы возникают в сфере освоения Мирового океана. Морской мир подвижен и не знает границ. Хищническое истребление рыбы, идущей на нерест, приводит к прекращению ее воспроизводства, к резкому уменьшению ее численности. А это, в свою очередь, наносит ущерб соседним странам.
Поэтому сегодня на первый план выходят проблемы экологии.
Деятельность человека часто приводит к последствиям, не ограниченным никакими границами. Регулирование этой деятельности, создание механизмов ограничения ее негативных последствий требуют не только согласования законодательств, но и объединения государств. Этот процесс продолжается.
В 1949 г. был создан Совет Европы. Его главной целью была провозглашена деятельность в сфере прав и свобод человека, демократии, культуры, экономики и др. Совет Европы разрабатывает документы, в которых фиксируются в правовой форме основные принципы совместной жизни и деятельности государства ради поддержания демократических принципов. Наиболее известным документом является Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека. По мнению многих, это самый эффективный и совершенный договор в области прав человека. Страна, присоединившаяся к документу (ратифицировавшая его), обязуется привести в соответствие национальное законодательство и далее соблюдать данный договор.
Особое место среди основных прав человека занимают права ребенка. Пристальное внимание к правам ребенка – следствие понимания детства как особого, важного периода в жизни человека, периода, предопределяющего всю будущую жизнь человека. Забота о детях – залог будущего всего человечества.
Развитие человечества привело к появлению процессов, которые затрагивают интересы всех людей на планете и могут быть решены лишь совместными усилиями всех стран мира. Забота о выживании становится делом всех людей на планете. Чтобы решить подобные проблемы, созданы международные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Совет Европы. Их деятельность направлена на сохранение мира на Земле, на создание механизмов, обеспечивающих людям основные права человека.
Вопросы и задания
1. Почему насилие – худший способ решения возникающих между людьми проблем?
2. Почему государства создают международные организации?
3. Почему этот процесс так активно начался именно в XX веке?
4. Почему права человека обсуждаются на межгосударственном уровне?
5. Прочитайте статьи Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (см. дополнительный текст к главе). Выскажите свое мнение относительно статьи 14. Объясните слово «дискриминация». Согласны ли вы с тем, чтобы дискриминация была запрещена? Объясните свое мнение.
Что мы узнали?
Общение с другими – одно из наиболее важных занятий людей, общение пронизывает все другие виды деятельности. Строить отношения с другими людьми помогает опыт общения, который приобретается с возрастом. В традиционных сообществах разделение людей на группы было жестко фиксированным и наглядно закрепленным в облике.
Современная общественная жизнь предполагает тесное сотрудничество и общение между людьми, поэтому разграничение интересов и побуждений, точное определение «моего» пространства и «чужого» практически невозможно. Поэтому жить в обществе означает постоянно учиться смотреть на ситуацию глазами другого, пытаться понимать других людей и стараться действовать с учетом интересов другого.
Жизнь в обществе требует одновременно и отграничения от других, и открытости, ведь как бы прочны ни были границы, всегда возникают проблемы, касающиеся всех людей, живущих по обе стороны границы. Только стремление к взаимопониманию дает возможность решать общие вопросы, избегая конфронтации. На принципах сотрудничества и понимания интересов другого строят свои отношения цивилизованные страны.
Это интересно
Прочитайте текст. Обсудите его. Предложите свое решение проблемы.
Традиции и современность
В одном из африканских племен сложилась особая структура общества. Мужское население было разделено на несколько групп по возрасту. Жизнь была организована так, что каждая следующая группа имела определенные права и обязанности. Так, вступление в брак было возможно лишь по достижении определенной возрастной ступени.
Сложилось так, что приблизительно к сорока годам мужчины, прошедшие через все возрастные ступени, достигали высшего уровня и могли составить группу вождей. К этому моменту группа, составляющая следующую возрастную ступень, бывшие вожди, становилась физически немощной, часть из них уже умирала. Поэтому переход власти к следующей группе был естественным.
Но по мере увеличения контактов с европейцами, по мере развития медицинской помощи продолжительность жизни увеличилась. Когда очередная возрастная группа должна была занять место у власти, предшествующая группа – вожди и старейшины – были совсем не так немощны и больны, как это бывало раньше. Они отказались отдавать власть, оттягивая момент смены поколений. Но поскольку смена власти не произошла, все более младшие группы также не смогли перейти на одну ступень выше. Мужчинам, которым предстояло вступить в брак, было отказано в этом праве, поскольку они еще не получили необходимого социального статуса.
Так нарушалась традиционная жизнь племени.
(По книге А. ван Геннепа «Обряды перехода».)
Древнейшие законы
Первые известные нам памятники права – материальные предметы, запечатлевшие первые «писаные» законы, – историки находили в государстве Шумер. Кроме того, историкам известны также законы Ур-Намму – первого царя шумерской третьей династии Ура (3 тыс.лет до н.э.), законы Хаммурапи (XVIII век до н.э.), владыки Старовавилонского царства, хеттские и ассирийские законы, законы Древней Индии.
Эти законы защищали права государства и граждан, права собственности и права наследования, основы отношений в семье.
Вот пример древних законов: «Русская Правда» – правовой кодекс Руси XII века.
Прочитайте. Найдите доказательства неравенства людей.
«Если убьет свободный человек свободного, то мстит брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата или сестры; если же кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого.
Если кто будет избит до крови или синяков, то ему не надо представлять свидетеля для получения вознаграждения; если на нем не будет явных знаков избиения, то он должен представить свидетеля, а если не может – делу конец, если же он не может за себя отомстить, то получает за обиду три гривны и плату лекарю…
Если же ударит руку и рука отпадет или высохнет, то заплатить потерпевшему 40 гривен.
Если кто вынет меч, но не ударит, то заплати гривну…
Если кто поедет на чужом коне без разрешения его владельца, то должен заплатить последнему три гривны…
За убийство княжеского отрока (младший воин), конюха или повара, платить 40 гривен…
За убийство тиуна (княжеский или боярский управитель) – платить 80 гривен.
А за смердьего холопа (раба) платить 5 гривен, а за робу (женщину-служанку) – 6 гривен.
(По книге А.В.Ильина, С.А.Морозовой «Из истории права»).
Как договориться?
Когда-то на заре автомобилестроения перед каждым автомобилем бежал специальный человек, предупреждая об опасности. Сейчас представить себе подобные предосторожности просто невозможно. А еще раньше, когда люди преимущественно ходили пешком или ездили на конных повозках? Тогда также случались столкновения, но ни скорость движения конного экипажа, ни его масса не были столь велики, чтобы причинить слишком серьезный вред при столкновении.
Представим себе, что мы подъезжаем к перекрестку, на котором нет светофора. Каждый, кто приблизился к нему, может его проехать. Нет никаких ограничений, никаких преимуществ. С другой стороны, никто не хочет попасть в аварию. Как вы думаете, как будут развиваться события?
Если в этой ситуации ни у кого нет никаких преимуществ, то ситуация становится действительно опасной. Ведь это означает, что нет совершенно никаких правил, никаких ограничений, а значит, по крайней мере, два участника движения могут оказаться в одном месте в одно время. В этом-то и заключается суть любого перекрестка: участникам движения, подъезжающим с двух сторон, требуется место в середине, причем если они подъехали одновременно, то и оказаться на этом месте они могут одновременно, а это означает столкновение. Как же разрешить эту ситуацию?
Таких способов много: можно установить очередность. (Именно на этом принципе и работает светофор). Очередь определяет последовательность действий людей. Очередь «разводит» участников ситуации во времени. Место им предоставляется одно, а время получения этого места – разное.
Можно построить тоннель или эстакаду. Тогда участники ситуации также получат право проезда независимо друг от друга, независимо от времени, просто места для проезда станет больше.
Можно организовать движение так, чтобы маршруты не пересекались. Так организовано на дорогах круговое движение. При круговом движении есть и дополнительное правило: въезжающий на площадь имеет преимущество перед тем, кто уже едет по кругу. Таким образом, удается избежать столкновений.
Можно придумать множество разных вариантов упорядочивания ситуаций, когда сталкиваются интересы. Самое главное – не конкретное решение проблемы, а тот факт, что проблема провоцирует введение некоторого правила.
Чем дальше развивается наша жизнь, чем сложнее становятся отношения между людьми, тем больше правил приходится вводить.
Прочитайте текст. Какие из этих статей вы считаете наиболее важными?
(Ратифицирована Россией 30 марта 1998 г.)
Правительства, подписавшие настоящую Конвенцию, являющиеся членами Совета Европы согласились о нижеследующем:
Статья 1. Обязательство уважать права человека.
Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции.
Раздел 1. Права и свободы
Статья 2. Право на жизнь
1. Право каждого человека на жизнь охраняется законом. Никто не может быть лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.
Лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы.
Статья 3. Запрещение пыток
Никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Статья 4. Запрещение рабства или принудительного труда
1. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
2. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду.
Статья 5. Право на свободу и безопасность
Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе чем в случаях и в порядке, установленном законом.
Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство
1. Каждый человек имеет право на определение его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
2. Каждый человек, обвиняемый в совершении уголовного преступления, считается невиновным до тех пор, пока виновность его не будет установлена законным порядком.
Статья 7. Наказание исключительно на основании закона
1. Никто не может быть осужден за какое-либо уголовное преступление на основании совершения какого-либо действия или за бездействие, которое согласно действующему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением.
Статья 8. Право на уважение частной и семейной жизни
1. Каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции.
2. Не допускается вмешательство со стороны государственных органов в осуществление этого права за исключением вмешательства, предусмотренного законом.
Статья 9. Свобода мысли, совести, религии
1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии.
2. Свобода исповедовать религию или придерживаться убеждений подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия.
Статья 14. Запрещение дискриминации
Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения и любым иным обстоятельствам.
Представим себе, что люди совершенно одинаковы. Как вы думаете, возможно ли это? Каким было бы общество? Сравните свои ответы с тем, что написано ниже.
О равенстве и свободе: роман «Мы»
Русский писатель Евгений Замятин в 1920 г. написал роман «Мы».
В романе описывается жизнь общества будущего. Это общество организовано на основании идей полного равенства. Основная идея организации этого общества состоит в том, что главная помеха общему счастью – зависть. А зависть возникает, когда люди неодинаковы. Поэтому в этом обществе все силы направляются на уравнивание людей. У людей нет имен, только номера. Все одеты одинаково, в униформу. Все живут по единому расписанию. Рожденные по специальному разрешению дети воспитываются отдельно от родителей, есть даже специальная наука – детоводство. Герой романа говорит о далеком прошлом (о нашей с вами жизни): «Не смешно ли: знать садоводство, куроводство, рыбоводство (у нас есть точные данные, что они знали все это) и не суметь дойти до последней ступени этой логической лестницы: детоводства».
Свобода приводит к преступлению, поэтому люди не должны быть свободны. «Единственное средство избавить человека от преступления – избавить его от свободы».
В этом «идеальном» обществе нет юмора: «Во всякую шутку неявной функцией входит ложь».
Природа как естественное, свободное состояние изгнана: идеальный город отгорожен от живой природы стеной.
Герой говорит о себе (употребляя местоимение «мы»): «Мы счастливейшее среднее арифметическое…»
Все устроено разумно в этом «идеальном» обществе. Но не все в человеческой жизни можно привести к среднему арифметическому. Хотя правители зорко следят, чтобы люди не отклонялись от своих предписанных маршрутов. Даже любовь в этом обществе существует по разрешению.
Заканчивается книга трагически. Оказывается, чтобы такое устройство общества существовало, необходимо лишить людей фантазии. Ведь фантазия (чувства, переживания) делает людей непохожими друг на друга. Так происходит и с героем, который, несмотря на полное принятие общественного устройства, влюбляется и совершает поступки, не предусмотренные общим порядком. В конце романа он предстает уже лишенным фантазии (ему сделали операцию), он не узнает свою возлюбленную, присутствует при ее казни, не испытывая при этом никаких чувств.
Борис ХАСАН, Катерина ПОЛИВАНОВА
Комментарии