Мы с ребятами используем материалы, опубликованные под рубрикой «Дискуссионный клуб». Используем их на уроках обществознания. Они помогают нам обсудить разные точки зрения на ту или иную проблему. Хотелось бы, чтобы вы в одном из выпусков завели разговор о среднем классе. Дело в том, что не у всех учителей и старшеклассников есть четкое представление об этом понятии.
Хотелось бы узнать мнение разных людей и по возрасту, и по социальному положению, и, конечно, ученых. А пока хочу высказать свою точку зрения на эту проблему.
Мне думается, что средний класс до революции был представлен довольно слабо, потому-то большевикам и удалось взять власть. Ведь они опирались на пролетариат, которому нечего было терять.
Представьте себе, что у нас подавляющее большинство населения будет иметь собственность, значит, им будет что терять, если стране станет угрожать революция или передел собственности, значит, они не поддержат тех «защитников народа», которые будут звать на борьбу с частной собственностью.
Я с удовлетворением читаю или слушаю по радио, смотрю по телевидению рассказы о том, как кто-то успешно действует как мелкий или средний предприниматель. При всех нынешних трудностях, на мой взгляд, можно стать предпринимателем, если очень захотеть и не сидеть сложа руки со своей мечтой, а действовать, действовать, действовать. Приведу два примера. Моя хорошая знакомая – воспитательница детского сада – в начале 90-х годов осталась одна с двумя детьми, школьниками. Что делать? Она не стала ждать, когда общественность соберет для нее какие-то деньги, вещи, продукты. «Мне стыдно жить на подачки», – сказала Виолетта Сергеевна и стала искать, с кем бы ей открыть свое дело. Нашла двух коллег по перегонке автомобилей из Польши. Работа трудная и небезопасная. Но это ее не остановило. Больше года она моталась по дорогам. Удалось скопить какие-то деньги, которые она вложила как первоначальный капитал в открытие цветочного магазина, причем это было коллективное предпринимательство – подруга с мужем и она. Дело, хотя и с большими трудностями, пошло. Теперь у Виолетты Сергеевны своя парикмахерская, где главным мастером, пользующемся популярностью в округе, работает ее дочь.
Другой предприниматель – мой двоюродный брат Федор. Он в начале 90-х уехал вместе с семьей в подмосковную деревню к бабушке, занялся хозяйством. Первое время работал только на себя, чтобы семью прокормить. Потом жена и дочка стали продавать рассаду, цветы, зелень. Сначала в небольших количествах, затем после расширения производства торговля стала более внушительной. Федор пережил дефолт 1998 года, естественно, понес убытки. Но совсем не разорился, удержался, теперь у него крепкое хозяйство. Есть деньги, чтобы дочь и сын получили хорошее образование.
Эти два примера я часто использую на своих уроках. Мне хочется, чтобы мои ученики верили в свои силы, не боялись трудностей, умело действовали, а не строили воздушные замки.
В чем беда, даже порой трагедия многих наших людей? Они нередко правильно и трезво рассуждают, но боятся совершать какие-то действия и надеются, что кто-то им поможет, сидят, рассуждают и ждут.
Екатерина ОЗЕРСКАЯ, учитель обществознания, Екатеринбург
Комментарии