– Не знаю, как получилось, что я пришла работать в школу, – признается Фатима ШАОВА. – В свое время у родителей не было возможности выучиться. И эту мечту об учебе они перенесли на нас. Мы все (нас трое в семье) с высшим образованием, все работаем. Мои брат и сестра тоже учителя. О своем выборе я не жалею. Это мое призвание. На другом месте я себя не представляю.
Фатима Ильясовна – учительница начальных классов в школе №6 аула Хатажукай Шовгеновского района Республики Адыгея. Отличник народного просвещения. Награждена в прошлом году Грамотой Министерства образования и науки Адыгеи. Пришла работать в школу в 1981 году. Поначалу думала: вот напишу поурочные планы, сохраню, а когда стану набирать новых детей, опять возьму эти записи…
Мы беседуем в ее классе. Над доской висит большая цифра пять, а на противоположной стене – рисунки на темы сказок. Много цветов. Как почетный гость, я сижу за учительским столом… Фатима Ильясовна смеется: поурочные планы она прилежно хранила в папке, да не тут-то было! Прошли годы и стало ясно: все нужно начинать по-новому! Сменились учебники, подходы к обучению, и накопленный опыт уже что-то подсказывает.
– Каждый набор – это разные дети. К каждому набору перевоплощаешься. Я считаю, что нужно видеть в каждом ребенке личность. И обязательно – любить. Потому что без любви в нашей профессии делать нечего. Все будет впустую. Дети все чувствуют и улавливают: какое у тебя настроение, что нового, что произошло, могут что-то посоветовать. Кажется, это все мелочи. Но из них складывается наша работа.
…А работа в сельской школе – дело особое. И заключается оно не только в том, что в городе больше возможностей с подбором справочной и методической литературы. Сельский учитель на виду и ответственности у него больше. Каждый шаг, каждое слово ловят не только дети, но и родители, дедушки, бабушки. Ты образец, обязан соответствовать всем тем высоким требованиям, что предъявляются к тебе. Это трудно, но преодолимо, была бы любовь.
Не опираясь на родителей учеников, работать сложно. Ни одно внеклассное мероприятие не обходится без них. Как-то Фатима Ильясовна задумала провести соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Набралось только шесть семейных пар, остальные не захотели. Видимо, сказался обычай: родителям в присутствии своих родителей нельзя брать на руки детей и даже разговаривать с ними. Что ж, эти шесть пар разделились на две команды и – вперед. Приехал фотокорреспондент из газеты, поснимал. И потом те, кто отказался от участия, запросили: «Давайте еще раз проведем». Сейчас этот спортивный праздник вошел в традицию.
Есть еще одна традиция, объединяющая школу, родителей и детей, – встреча Нового года.
– В ночь с 31 декабря на 1 января мы с Дедом Морозом и Снегурочкой идем домой к каждому ребенку, – рассказывает Фатима Ильясовна. – О, если бы видели, какое удовольствие получают не только дети, но даже дедушки и бабушки! Один раз получилось так, что заболел родитель, который должен был стать Дедом Морозом. А провести Новый год без него – невозможно. Я нашла выход: попросила своего отца. Нарядили мы его, поехали. А в то время были перебои с бензином. Выдавали только «скорой помощи» и милиции. Вот подъезжаем мы к заправке. Очередь большая. Отец выходит из машины в своей «дедморозовской форме». На заправке дежурит милицейский наряд. Они увидели его и без очереди нам отпустили бензин. Заправили бесплатно, не знаю уж из какого фонда. Нам приходилось объезжать большой круг: тут четыре аула, хотя они срослись, как один. На другой день одна родительница рассказывает. Ее девочка сидела дома одна, возле окошечка. Мы пришли с Дедом Морозом, она стихи прочитала, глаза у самой большие-большие, удивленные… Потом, когда мы ушли, она рассказала своей маме: «К нам Дед Мороз с подарками приходил!» «Как приходил?» – «Не знаю, Фатима Ильясовна приводила. Деда Мороза, наверно, из города вызвали. Потому что он по-русски разговаривал». А отец у меня учился в русской школе и больше привык по-русски говорить, хотя адыгейский знает.
Фатима Шаова активно использует на занятиях адыгейский фольклор.
– Было время, когда мы классы делили по уровням: компенсирующие, гимназические, классы выравнивания. Мы решили проводить занятия по фольклору в коррекционных классах. Если б вы видели, как горят глаза детей! Что включает этот предмет? Пословицы, поговорки, загадки, считалки, сказки, игры. Все это позволяет детям раскрыться. Они сами начинают составлять дразнилки, считалки. Вроде бы ученик неуспевающий, но на этом уроке его невозможно узнать. Предмет работает на развитие ребенка. Он с удовольствием фантазирует, может конец сказки дорассказать, нарисовать все что угодно. Эти уроки для них как праздник. На занятиях можно играть. Мы играем в адыгейские детские игры. Их очень много. Например, дети собираются в круг. Ведущий берет шапку, бегает по кругу, незаметно подбрасывает шапку. Тот, кому подбросили, должен заметить, взять ее, пробежать, подбросить другому. Есть обрядовые игры. Например, когда кто-то заболел, принято совершать обряд врачевания. К больному приходят, чтобы поднять настроение, специально устраивают игры. Выпекается пирог из пресной воды, очень твердый. Его подвешивают на веревке, раскачивают, дети садятся кругом. Они должны откусить от этого пирога. Конечно, он бьет по губам, но нужно наловчиться. Проводим состязания мальчиков в ловкости. Чертится круг, вызываются два участника. Они должны выбить друг друга из круга, стоя на одной ноге, плечом, не соприкасаясь руками. Девочки болеют, это их задача. Для девочек менее подвижные игры. Это составление бесед сочинительного характера на определенную тему.
Когда мне предложили включить в работу фольклор, я сразу заинтересовалась, потому что мне стало понятно, каким будет результат. Мы подобрали литературу, фонограммы. И надежды мои оправдались…
Фатима Шаова двойки ставит редко: это самая крайняя мера. Если кто-то не выучил урок, есть возможность исправиться. Вместо двойки ставится точка. Если кто-то допустил ошибку, тот найдет в тетради незаконченную тройку. Ошибку можно найти и исправить. Есть и другие меры поощрения. Берется обыкновенная одноразовая тарелочка, на нее наклеивается фотография ученика, чтобы все знали, кому она принадлежит. Потом за успешно выполненную работу к этой тарелочке приклеиваются цветные полоски бумаги. Можно посоревноваться, у кого их больше! Я перевожу взгляд на большую пятерку, что висит над доской. Такую же пятерку может получить любой ученик, она будет стоять в его дневнике. Нужно лишь сделать что-то дополнительно к заданию: выучить или сочинить стихи, подготовить пересказ, составить кроссворд.
– Фатима Ильясовна, что бы вы посоветовали учителю, который первый раз приходит в первый класс?
– Повышать методический уровень и, естественно, любить детей. Без этого делать в школе нечего.
…Всякое случалось за те годы, что работает Фатима Ильясовна в школе. Бывали очень большие классы: три параллели по сорок человек (сейчас – две параллели по 15 детишек в классе). Школа в Хатажукае пережила наводнение, вода стояла в подвале. Но куда больше не повезло школе соседнего хутора Хапачев. Три года назад Лаба, крупная река, левый приток Кубани, разлилась. Был неожиданный подъем воды, которая валом пошла на селение и смыла школу. Ее построили заново по индивидуальному проекту. Хорошее здание, мастерские, пищеблок. Освоили десять миллионов, требуется еще двадцать. Их нет. Ребятишек возят автобусом в Хатажукай. Только подвоз детей обходится в 12 тысяч рублей ежемесячно.
Но жизнь состоит не только из неприятностей. В этом году учителем года Адыгеи вновь стала представительница Шовгеновского района, учительница математики Марина Дачева из аула Джерокай. И выходит, что Фатима Шаова передает ей свою эстафету.
аул Хатажукай, Адыгея
Комментарии