Старая Русса Новгородской области известна россиянам Домом-музеем Достоевского, целебными источниками, из-за которых городской воздух кажется пропитанным «минералкой» и благодаря которым город-курорт Северо-Запада стабильно популярен начиная с позапрошлого века, а еще необычайной интеллигентностью своих горожан. Речь староруссцев, или, как еще называют себя местные жители, рушан, неизменно благодушна, обстоятельна и приветлива. Я почувствовала это в свой очередной приезд в Старую Руссу. Преемственность высоких культурных традиций видна и на молодых. Старшеклассники, тяжело отдувавшиеся в арьергарде школьного кросса по городской улочке, с видимым удовольствием остановились, чтобы обсудить со мной подробности творчества Достоевского. Рушане – абитуриенты высших учебных заведений областного центра неизменно показывают хорошие результаты на вступительных экзаменах. И даже детский садик в Старой Руссе оказался не просто сад, а…
…Зимний сад с опытной лабораторией
В старорусском центре развития ребенка №15 «Теремок» девять групп, в которых занимаются 196 детей. Четыре группы из девяти – коррекционные, для детей с ослабленным зрением. Принимают в детский сад всех желающих. Так что никаких льготных условий у коллектива «Теремка» не было и нет, кроме одного. Это потворствование заведующей детским садом Нины Федоровой своим коллегам вести экспериментальную творческую деятельность, что они успешно и делают уже много лет. Чтобы увидеть результаты этой деятельности, в Старую Руссу регулярно приезжают педагоги не только из городов России, но и из Норвегии и Великобритании.
То, что они видят, обычно поражает даже не испытывающих финансовой нужды в своих образовательных учреждениях иноземных коллег. Общая территория этого детского сада занимает один гектар (!) земли. На площадках вокруг садика, отведенных каждой из девяти групп отдельно, произрастают все виды деревьев, встречающиеся в Новгородской области, в том числе каштаны, бук, вяз, сосны, голубые ели, тополя серебристые и шаровидные. В теплице летом растут, а точнее, выращиваются детьми огурцы, помидоры, сладкий перец, зелень, кабачки. В здании детского сада в зимнем саду круглый год радуют глаз экзотические цветы. Все это великолепие цветет и пахнет для вполне практических нужд: ребята вместе с педагогами прослеживают рост растений и ставят опыты в небольшой лаборатории. Зимний сад, кстати, собрал представителей не только флоры, но и фауны: его обитателями являются ручной заяц, орел и черепаха – последнее существо родом не из Старой Руссы, но уже вполне по-старорусски доброжелательное и общительное, а потому постоянно кочующее из одной группы в другую…
На территории одного детского сада расположены сразу несколько природных зон. Гуляя по старорусскому детсаду №15, можно попасть в импровизированную зону пустыни с колючими кактусами, затем пройти мимо нижнего яруса тропического леса с экзотическими растениями и оказаться у среднерусского прудика со стоящей на одной ножке унылой цаплей (пруд сделан из старой ванны, цветы на этот раз искусственные, а вот цапля… Нет, как ни странно, цапля на этот раз тоже муляж…). В каждой детсадовской группе также есть уголок экологии с аквариумами, цветами, собранием экологические игр и поделок из природных материалов. Но самое экзотичное на территории садика, на мой взгляд, – это экологическая библиотека. В отличие от первой детсадовской библиотеки, обыкновенной (хотя и обыкновенная не в каждом детском саду бывает), эта вторая библиотека собрала богатый материал по экологическим играм и мероприятиям для детей дошкольного возраста, специальную литературу о природе…
Малыши обожают свой «Теремок», но за его пределами им еще интересней. Такого девиза придерживается штатный эколог детского сада Ирина Федорова и выводит своих воспитанников для начала на малую экологическую тропу.
На этой тропе на детсадовской территории растут все виды деревьев Новгородской области, а еще там устроен муравейник, не такой, как в одной из природных зон в детском саду, где муравейник с тряпичными муравьишками, а самый настоящий. В теплое время года муравейник живет хлопотливой жизнью, и его обитатели не подозревают, что за ними каждый день наблюдают десятки пар любопытных глаз. Не подозревают, потому что все ребята знают: трогать муравейник нельзя. Вторая экологическая тропа регулярно уводит детсадовцев гораздо дальше от родного «Теремка», на территорию городского курорта с его знаменитым фонтаном, тремя маленькими озерами с названиями Верхнее, Среднее и Нижнее и Питьевой галереей. Помимо того что ребятишки дышат там целебным воздухом, экскурсии помогают ставить маленькие опыты. Например, взяв немного воды из соленого курортного озера, ребята в детсадовской лаборатории выпаривают ее и получают соль.
Развивающее обучение
Однако не интересное экологическое направление, не внешний вид детского сада и даже не то, что 86 процентов его выпускников имеют самые высокие показатели при поступлении в школу, повлияли на то, что старорусский «Теремок» признан федеральной экспериментальной образовательной площадкой.
Идеи развивающего обучения, широко применяющиеся в России на уровне начального звена общеобразовательной школы (известные системы Занкова и Эльконина-Давыдова), к сожалению, мало используются у нас в дошкольных образовательных учреждениях. Детский сад «Теремок» работает по системе развивающего обучения уже десять лет. Именно этот факт притягивает в Старую Руссу «зараженных» идеей развивающего обучения педагогов – соотечественников и иностранцев. На Западе идея развивающего обучения, разработанная еще в прошлом веке советским ученым Львом Выготским, сейчас необычайно популярна. Благодаря содействию новгородского ученого Ильи Каплуновича, ученика академика Давыдова, областные и российские педагогические конференции в старорусском детском саду стали обычной практикой. Одна из них, недавно прошедшая, позволила педагогам нескольких районов Новгородской области еще раз посетить учебные занятия в «Теремке». Описание одного из этих занятий, предложенное ниже, показывает, какой самостоятельности мышления могут достигнуть дети даже на дошкольном этапе обучения при применении методики развивающего обучения. Основное отличие этой методики от традиционной в том, что педагог не ведет занятие сам, а позволяет детям самостоятельно вести обсуждение темы, лишь иногда направляя беседу в нужное русло.
Рыбаки и рыбки
Тема урока – «Понятие рыбы» или, как записано на доске, «Кто такие рыбы?». Но эколог Ирина Федорова и психолог Светлана Никифорова (это занятие интегрированное, его ведут два педагога) не торопятся рассказывать детям о биологических признаках рыб. Они… ждут ответа от самих ребят.
Светлана Никифорова временно перевоплощается в любимого героя ребят – Деда Чепухаря. Чепухарь, чего и следует ожидать от человека с такой фамилией, начинает нести чепуху…
– Ой, какая тут у вас рыбка красивая! – восклицает Чепухарь, гладя по крыльям ласточку, нарисованную на плакате.
– Что ты, Чепухарь, это не рыбка! Это птичка! – обучают неразумного дети. Как же научить Деда Чепухаря отличать рыбку от прочих живых существ?
Дети рассуждают и приходят к выводу, что рыбка не летает и живет в воде.
– Но бывают летающие рыбы, я видел по телевизору! – опровергает общее мнение один из ребят.
Ему возражают: «Но ведь эта рыбка не навсегда летит по воздуху, она только выскакивает!»
Итак, первый вывод ребятами сделан без всякой видимой помощи со стороны педагога. Первый признак рыбы – она должна жить в воде. Эколог Ирина Федорова, кажется, совсем не вмешивается в ход общего рассуждения, она только умело наводит ребят на «подводные камни» в плавно текущем разговоре. Например, она заранее повесила на доску среди рисунков рыб изображения дельфина, кита, акулы, морского котика. Естественно, что в ходе рассуждения дети задались вопросом, а эти существа, живущие в воде, являются ли рыбами?
– Когда мама чистит рыбу, от нее что-то отлетает такое, – заявляет один из маленьких мыслителей. Остальные вспоминают, что это «что-то такое» называется чешуей. «И у взрослых, и у деток вся одежда из монеток», – приводит симпатичную загадку про чешую Ирина Федорова – она на равных участвует в общем разговоре.
Кроме вывода о том, что у рыбы должна быть чешуя, ребята вспомнили, что рыба может долго находиться в воде, потому что дышит жабрами.
– Я видел дельфинов в дельфинар… или как там… В общем, мы ездили в Питер, и я видел там дельфинов, – поделился своими наблюдениями один из ребят . – И они все время выпрыгивали из воды подышать. Значит, дельфины – не рыбы.
По причине отсутствия чешуи «забраковали» и кита, и морского котика. А вот за акулу вступилась Ирина Федорова, она читала, что у акулы есть чешуя, только не похожая на обычную рыбью. Чтобы доказать свое мнение, Ирина Владимировна показала сомневающимся картинку из энциклопедии. Поверили. Беседу продолжили.
– Думаю я, что рыбы живут среди водорослей, – заявил один задумчивый мальчуган. – Я на рыбалку ездил, леска в них запуталась.
Другой, имеющий солидный житейский опыт, опроверг оппонента: «А я ездил с мамой и папой на море и там нырял с маской, и видел рыб на дне, где водорослей нет!»
Таким образом, научная гипотеза о водорослях была объявлена ложной. И в конечном итоге группа пришла к выводу, что рыбы – это живые существа, обитающие в воде, имеющие обтекаемую форму тела, покрытые чешуей, имеющие жабры. Что «живые существа» – это, конечно, специально для Деда Чепухаря было сказано, тот увидел рисунок подводной лодки и решил, глупенький, что это рыба!
Один живой обитатель подводного мира остался ни рыбой, ни мясом – морской конек. Кто он – рыба или нет – это Ирина Федорова предложила ребятам узнать дома и рассказать на следующем занятии в классе. Такое творческое домашнее задание здесь – обычная практика. А затем все участники завершенного научного спора снова вспомнили о том, что они в детском саду и пора бы уже поиграть. Что и сделали незамедлительно, организовав динамическую игру «Рыбаки и рыбки», с такими примерно словами: «Что плетете? – Невод! – Что ловить будете? – Рыбу! – Какую? – Окуня!» И все превращались в окушков. Когда все знакомые названия рыб были исчерпаны, Дед Чепухарь предложил детям снова превратиться в «рыбок» – лечь на ковер и под расслабляющую музыку представить, что «рыбки» лежат на морском дне и отдыхают. Релаксация под музыку – тоже обычный прием на занятиях в этом детском саду, снимающий излишнее напряжение. На тихом часе здесь тоже, кстати, используют предварительную релаксацию и тихую классическую музыку… Занятие по экологии кончилось. Ребята поделились фантазиями с педагогом: кто-то, оказывается, представлял, что лежит на дне морском щучкой, а кто-то – дельфином: «Он не рыба, но дружит с рыбками!» И малыш хитро прищурился. Дети есть дети, а фантазии настоящей науке не мешают…
Старая Русса, Новгородская область
Комментарии