1 сентября Юрий Ворожун впервые переступит порог школы в роли директора
Как-то довелось прочитать, что в системе образования Швеции лет пятнадцать назад объявили чрезвычайное положение: количество женщин-учителей тогда впервые превысило количество мужчин-учителей. Скандинавы сочли, что подобный расклад пагубно скажется на образовании и воспитании будущих граждан. Что тогда говорить нам? В российских школах соотношение в пользу слабого пола не на единицы процентов – на десятки!
В 42-й петрозаводской школе из 110 педагогов всего семеро мужчин. Один из них – новый директор Юрий Акимович Ворожун. Ему 45 лет, но его педагогический стаж невелик – 13 лет. Путь Ворожуна в школу любопытен: при всех зигзагах судьбы все-таки закономерен.
Родом он из села Куганаволок Пудожского района Карелии. Места эти красивейшие, былинные. Правда, блага цивилизации сюда доходят с большим опозданием. В родной школе Юрий Ворожун учился при керосиновой лампе, пользуясь классической чернильницей. Здесь учительствовал его отец, вел химию и биологию. Забегая вперед, скажу, что впоследствии со школой свяжут свою жизнь многие родные Юрия Акимовича: брат – директор школы в Белоруссии, жена – педагог, сын – студент педуниверситета.
…Обычная для мальчишек мечта о море сманила Ворожуна после школы в Петрозаводск, в речное училище. После его окончания он четыре года плавал на судах по всему миру третьим механиком. Профессия уважаемая, жалованье приличное, можно дальние страны посмотреть – чего, казалось бы, еще желать? Но родилась дочь, и моряк решил сойти на берег: хотелось своими глазами видеть, как она растет. Пошел учиться на очное отделение физического факультета пединститута. Одновременно работал сторожем, дворником. Учился хорошо, и распределение было блестящее – в научно-исследовательскую лабораторию физической электроники. Но вскоре Юрий Ворожун совершил второй зигзаг, на сей раз вызванный рождением сына: оставил лабораторию, где не видел никаких перспектив, и устроился в колонию для взрослых инженером по организации труда. Через несколько лет – новый поворот, который наконец привел его в школу. Вначале преподавал в вечерней школе, потом перешел в новую школу, где был учителем физики, а последние шесть лет и завучем. Неожиданно для себя в разгар прошлого учебного года получил предложение возглавить 42-ю петрозаводскую школу.
Часто бывает так: какая-либо школа гремит на всю республику, родители всеми правдами и неправдами пытаются устроить туда свое чадо. А на поверку оказывается, что за внешним блеском – мыльный пузырь, который лопается при первой же серьезной проверке. Но есть и такие школы, как 42-я: без особой славы, а знания дает основательные. Потому выдерживает конкуренцию с другими крупными школами этого “спального” микрорайона. В этом году не было ни одного завала на экзаменах в 9-х и 11-х классах, а все три серебряных медалиста подтвердили качество своих знаний на вузовских экзаменах. Школе – 11 лет, все эти годы здесь велось углубленное изучение математики и английского языка. Но юридически это никак не было подтверждено. Одним из первых действий Ворожуна на посту директора и было юридическое оформление статуса школы. А это дает, как известно, учителю 15-процентную прибавку к зарплате.
Но наивно было бы полагать, что директора-мужчину встретили в школе с распростертыми объятиями. И дело тут не в конфронтации сильного и слабого пола: просто у учителей был свой кандидат на эту должность. А коллектив здесь молодой, “кипящий”, как выразилась зам. директора Л.А. Рябова, средний возраст – 34-35 лет. “Тяжеловато было. Если б не поддержка заместителей…”, – говорит Юрий Акимович и не заканчивает фразу.
Повод для претензий к новому руководителю у учителей был: к моменту его вступления в должность задержка зарплаты доходила до нескольких месяцев, долги по методлитературе перевалили за два года. Пару раз даже довелось услышать сакраментальную фразу: “Какая оплата – такая и работа”. Изнуренным от хронического безденежья учителям порой казалось, что именно в директоре заключено все зло мира… Ворожун чувствовал свое бессилие, когда учительница плакала, что не может сосредоточиться на работе, потому что дома нечем кормить детей. Требовать в такой ситуации бессмысленно, может помочь только убеждение.
Весной коллектив готовился выйти на забастовку, пройдены были все необходимые процедуры. К счастью, к отпуску практически все долги были погашены. Тем не менее Ворожун тревожится – будет ли учитель морально готов к 1 сентября?
– Школу-то мы покрасили, и недостающую для двух новых кабинетов мебель, надеюсь, найдем, – говорит он. – Но все зависит от того, с каким настроением учитель войдет в класс. Цены растут, а первая зарплата когда еще будет. Начинающий учитель получает 400-500 рублей, а прожиточный минимум по Карелии – 1055 рублей. В нашей стране все войны и катаклизмы отражаются в первую очередь на образовании, у которого легче всего отнять деньги…
Юрия Акимовича поразила одна цифра, названная в телесюжете о назначении нового премьера Путина: на изготовление таблички с именем очередного главы правительства требуется 4-5 тысяч рублей!
– Мы бьемся-бьемся, а тут на одни вывески сколько тратят, – сокрушается он.
Финансово-хозяйственные, экономические вопросы для Ворожуна оказались самыми трудными. На мой вопрос, есть ли у него пробивные способности, Юрий Акимович ответил: “Вроде есть…” Он засомневался в себе, когда насмарку полетели все усилия договориться с предприятием, арендующим у школы помещение, о ремонте в качестве взаимозачета школьного гардероба. Договорились, но всемогущий КУМИ (Комитет по управлению муниципальным имуществом) наложил запрет. “Я и не предполагал, что так сильны бюрократические препоны, – признается Ворожун. – Даже мелкий вопрос не решить на месте. Насколько было бы проще, если б у школы была финансовая самостоятельность”.
В школе более 1400 учеников, она одна из самых крупных в городе. Требует обновления техническая база, практически перестали поступать учебники. Пришлось обратиться к помощи родителей. Первое достижение – наладили освещение школы, которое едва достигало 50 процентов нормы. На родительской конференции договорились собрать по 3 рубля с ученика на покупку лампочек. Увидев быстрый результат, родители скинулись и на ремонт школы. Удалось побелить и покрасить кабинеты и коридоры, оштукатурить стены, подлатать крышу. Цена этого – лето без отпуска.
Впрочем, такой же “отпуск” был и у Любови Александровны Рябовой. В свою очередь и учителям дома не сиделось: то и дело забегали в школу – цветы пересадить, что-то в кабинете подправить. При всех трудностях коллектив здесь творческий, ищущий. Школа с первых дней работает по программе развивающего обучения, и Ю.А.Ворожун не намерен ломать эту практику. Он вообще считает, что ничто не ново под луной. Убежден, что ни в коем случае не следует отказываться от того ценного, что составляло силу нашей старой системы образования. А вот мужчин, соглашается он, в школе явно не хватает. Идеальным было бы соотношение 50 на 50. Привлечь же сильный пол в школу можно только хорошей зарплатой.
– Недавно директор одной из престижных наших школ, он же депутат, покинул ее, перейдя работать в руководство… ликеро-водочного завода. Свое решение объяснил так: “Надоело быть нищим”. “А сколько вы зарабатываете?” – спросила я Юрия Акимовича. (Западные коллеги-журналисты ужаснулись бы такому вопросу, но у нас заработок директора школы приобретает общественное значение).
– 1600 рублей. Многие до сих пор не верят, что за такие деньги я согласился стать директором школы.
– Не случится ли нового зигзага в вашей карьере? – спрашиваю Юрия Акимовича.
Он рассмеялся:
– Да нет. Если только в учителя вернусь.
Наталья МЕШКОВА
Петрозаводск
Комментарии