search
main
0

Дебош в таблице Менделеева. Тема «Периодическая система элементов»

Цель: Развитие химической эрудиции и кругозора учащихся.

Однажды в таблице Д.Менделеева все элементы I и II периодов вдруг вышли из своих клеток. Начался страшный хаос. Все перепуталось! Входит ученик, который должен поставить элементы на места.

Ученик: Ну-ка, братцы,

тишина,

За работу вам пора.

Он же обращается к бегающему элементу.

Ну кончай же, братец, бегать,

На себя дай поглядеть,

Что умеешь, милый, делать?

Можешь в воздухе гореть?

Элементы утихли, один из них говорит:

При сгорании из меня

получается вода,

И скажу вам, не тая,

мной вселенная полна.

Среди братьев-элементов

самый мягкий и простой,

Но в отдельные моменты

людям я грожу войной.

Ученик: Ох, и шумный вы

народ,

А ты, братец, водород,

Раз ты легкий и простой,

В первой группе, милый, стой!

Обращается к другому элементу:

Ну а ты кто, милый друг?

Загрустил с чего ты вдруг?

Элемент, слегка оживившись:

Говорили про меня,

Что безжизненный, мол, я,

Только там, где меня нет,

Жизнь за мной уходит вслед,

Погибают все растенья,

Прекращают жизнь белки.

(Важно) Разве я

второстепенный?

Посудите сами вы.

Ученик: Ладно, ладно,

не хвались,

Лучше в клетку становись,

Ты, азот, ступай на место

И трудись, дружище, честно.

Азот идет на место. Ученик замечает два элемента, которые лениво играют в домино.

Ученик: Вы, ребята,

заигрались,

Вы откуда, хлопцы, взялись?

Трясет одного за плечо, тот оборачивается:

Ну на солнце отсыпались,

А потом и на земле.

Ну чего ко мне пристали?

Надоело, право, мне.

Неподвижный и ленивый я,

Инертный, все лежу.

Проходи-ка лучше мимо,

Я работать не хочу.

Ученик: Тунеядец ты простой,

Тебе место-то в восьмой.

Элемент уныло побрел в восьмую группу. Шагнул в квадрат и заснул. Ученик махнул рукой и пошел дальше.

Ученик: Что за мрачный

элемент?

Он имеет страшный цвет.

Элемент: Пользуюсь

плохой я славой,

Палец в рот мне не клади,

Отравившись, умирали

Мира лучшие умы.

Человек! Со мною нужно

Осторожным быть всегда,

Но тебе я тоже нужен,

Очень нужен иногда.

С водородом я взрываюсь,

И горит вода во мне,

Я в пластмассах применяюсь,

В электричестве вполне.

Ученик: Да, со фтором шутки

плохи,

Ядовитый очень газ,

Раз бываешь ты

жестоким,

Уходи с моих ты глаз!

Фтор, повесив на грудь знак, уходит.

Ученик: Эй, компания,

потише!

Прекратите вы шуметь.

Ну чего вы все кричите!

Не пора ли поумнеть!

Обращается к одному из элементов:

О себе мне расскажи,

Свои свойства покажи.

Элемент отвечает:

На Земле и под водой

Дышат люди только мной,

Без меня не будет стали,

Без меня заводы станут.

В половину из меня

Состоит Земли кора.

Космонавт, простясь с Землей,

Заберет меня с собой.

(Гордо) Самый важный элемент

В настоящий я момент!

Ученик: Да, тебя давно мы знаем,

За работу уважаем,

Но сейчас тебя прошу,

Соблюдай, брат, тишину.

Кислород послушно, ступая на цыпочках, идет на свое место.

Ученик: Ну, красавица девица,

На тебя дай подивиться.

Ах, красавица какая,

Расскажи, кто ты такая?

Элемент: Если б я исчезла вдруг,

Поднялся б большой скандал,

Ведь пропал бы изумруд,

Очень ценный минерал,

Я в воде не растворяюсь,

Разве только в кислоте,

Щелочам я подчиняюсь,

Применяюсь в УВЧ.

Ученик: Ах, бериллий, милый друг,

Ты мне очень будешь нужен,

Не сочти, дружок, за труд,

Наведи порядок тут.

Бериллий с охотой начинает помогать ученику.

Ученик: Ну а ты чего буянишь!

Ты чего это горланишь?

Может, все же прекратишь?

И со мной поговоришь?

Элемент: Самый легкий из металлов

И активный я к тому ж,

Так как в связь с водой вступаю,

Я пилотам не гожусь.

Применяюсь в медицине

И в керамике могу,

И хотя я не вакцина,

Но врачам я помогу.

Ученик: Правда, очень уж ты мал!

Но ты много людям дал.

Ты работал очень честно,

А сейчас иди на место.

Элемент надевает табличку со знаком литий.

Ученик: Так… остались только двое,

Только что это такое?

Этот лодырь крепко спит,

Тот без умолку трещит.

Ну-ка, друг, иди сюда,

Расскажи-ка про себя.

Элемент подходит и говорит:

Я встречаюсь вам в природе

В виде слабой кислоты

И, сгорая в кислороде,

Даю белые пары.

Без меня цветы б погибли

И завяли б навсегда,

Потому что силы жизни

Придаю растеньям я.

Пропади я, и не будет

Столь хорошего стекла.

Металлургия погибнет,

Право слово, без меня.

Ученик: Вот что, бор, запомни впредь –

Мне в таблице не шуметь.

Ученик подходит к элементу:

Ты один, дружок, остался,

Вдоволь ты, брат, наскучался,

Ты сейчас пойдешь домой,

Расскажи, кто ты такой?

Элемент: Все вы знаете алмаз,

Уголь видели не раз,

Черный уголь антрацит

Хорошо в огне горит.

И куда я ни приду,

Всюду людям помогу.

Ученик: Знаю, кто ты – углерод!

Согреваешь ты народ.

Ставит углерод во второй период 4-й группы.

Элементы: В таблице будем мирно жить и бескорыстно всем служить.

Лейла ПОГОРОВА, учитель химии, Карабулак, Республика Ингушетия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте