Цель: Развитие химической эрудиции и кругозора учащихся.
Однажды в таблице Д.Менделеева все элементы I и II периодов вдруг вышли из своих клеток. Начался страшный хаос. Все перепуталось! Входит ученик, который должен поставить элементы на места.
Ученик: Ну-ка, братцы,
тишина,
За работу вам пора.
Он же обращается к бегающему элементу.
Ну кончай же, братец, бегать,
На себя дай поглядеть,
Что умеешь, милый, делать?
Можешь в воздухе гореть?
Элементы утихли, один из них говорит:
При сгорании из меня
получается вода,
И скажу вам, не тая,
мной вселенная полна.
Среди братьев-элементов
самый мягкий и простой,
Но в отдельные моменты
людям я грожу войной.
Ученик: Ох, и шумный вы
народ,
А ты, братец, водород,
Раз ты легкий и простой,
В первой группе, милый, стой!
Обращается к другому элементу:
Ну а ты кто, милый друг?
Загрустил с чего ты вдруг?
Элемент, слегка оживившись:
Говорили про меня,
Что безжизненный, мол, я,
Только там, где меня нет,
Жизнь за мной уходит вслед,
Погибают все растенья,
Прекращают жизнь белки.
(Важно) Разве я
второстепенный?
Посудите сами вы.
Ученик: Ладно, ладно,
не хвались,
Лучше в клетку становись,
Ты, азот, ступай на место
И трудись, дружище, честно.
Азот идет на место. Ученик замечает два элемента, которые лениво играют в домино.
Ученик: Вы, ребята,
заигрались,
Вы откуда, хлопцы, взялись?
Трясет одного за плечо, тот оборачивается:
Ну на солнце отсыпались,
А потом и на земле.
Ну чего ко мне пристали?
Надоело, право, мне.
Неподвижный и ленивый я,
Инертный, все лежу.
Проходи-ка лучше мимо,
Я работать не хочу.
Ученик: Тунеядец ты простой,
Тебе место-то в восьмой.
Элемент уныло побрел в восьмую группу. Шагнул в квадрат и заснул. Ученик махнул рукой и пошел дальше.
Ученик: Что за мрачный
элемент?
Он имеет страшный цвет.
Элемент: Пользуюсь
плохой я славой,
Палец в рот мне не клади,
Отравившись, умирали
Мира лучшие умы.
Человек! Со мною нужно
Осторожным быть всегда,
Но тебе я тоже нужен,
Очень нужен иногда.
С водородом я взрываюсь,
И горит вода во мне,
Я в пластмассах применяюсь,
В электричестве вполне.
Ученик: Да, со фтором шутки
плохи,
Ядовитый очень газ,
Раз бываешь ты
жестоким,
Уходи с моих ты глаз!
Фтор, повесив на грудь знак, уходит.
Ученик: Эй, компания,
потише!
Прекратите вы шуметь.
Ну чего вы все кричите!
Не пора ли поумнеть!
Обращается к одному из элементов:
О себе мне расскажи,
Свои свойства покажи.
Элемент отвечает:
На Земле и под водой
Дышат люди только мной,
Без меня не будет стали,
Без меня заводы станут.
В половину из меня
Состоит Земли кора.
Космонавт, простясь с Землей,
Заберет меня с собой.
(Гордо) Самый важный элемент
В настоящий я момент!
Ученик: Да, тебя давно мы знаем,
За работу уважаем,
Но сейчас тебя прошу,
Соблюдай, брат, тишину.
Кислород послушно, ступая на цыпочках, идет на свое место.
Ученик: Ну, красавица девица,
На тебя дай подивиться.
Ах, красавица какая,
Расскажи, кто ты такая?
Элемент: Если б я исчезла вдруг,
Поднялся б большой скандал,
Ведь пропал бы изумруд,
Очень ценный минерал,
Я в воде не растворяюсь,
Разве только в кислоте,
Щелочам я подчиняюсь,
Применяюсь в УВЧ.
Ученик: Ах, бериллий, милый друг,
Ты мне очень будешь нужен,
Не сочти, дружок, за труд,
Наведи порядок тут.
Бериллий с охотой начинает помогать ученику.
Ученик: Ну а ты чего буянишь!
Ты чего это горланишь?
Может, все же прекратишь?
И со мной поговоришь?
Элемент: Самый легкий из металлов
И активный я к тому ж,
Так как в связь с водой вступаю,
Я пилотам не гожусь.
Применяюсь в медицине
И в керамике могу,
И хотя я не вакцина,
Но врачам я помогу.
Ученик: Правда, очень уж ты мал!
Но ты много людям дал.
Ты работал очень честно,
А сейчас иди на место.
Элемент надевает табличку со знаком литий.
Ученик: Так… остались только двое,
Только что это такое?
Этот лодырь крепко спит,
Тот без умолку трещит.
Ну-ка, друг, иди сюда,
Расскажи-ка про себя.
Элемент подходит и говорит:
Я встречаюсь вам в природе
В виде слабой кислоты
И, сгорая в кислороде,
Даю белые пары.
Без меня цветы б погибли
И завяли б навсегда,
Потому что силы жизни
Придаю растеньям я.
Пропади я, и не будет
Столь хорошего стекла.
Металлургия погибнет,
Право слово, без меня.
Ученик: Вот что, бор, запомни впредь –
Мне в таблице не шуметь.
Ученик подходит к элементу:
Ты один, дружок, остался,
Вдоволь ты, брат, наскучался,
Ты сейчас пойдешь домой,
Расскажи, кто ты такой?
Элемент: Все вы знаете алмаз,
Уголь видели не раз,
Черный уголь антрацит
Хорошо в огне горит.
И куда я ни приду,
Всюду людям помогу.
Ученик: Знаю, кто ты – углерод!
Согреваешь ты народ.
Ставит углерод во второй период 4-й группы.
Элементы: В таблице будем мирно жить и бескорыстно всем служить.
Лейла ПОГОРОВА, учитель химии, Карабулак, Республика Ингушетия
Комментарии