Что есть свобода? Вопрос непростой и неоднозначный. Во всяком случае это явно не вседозволенность, как заметил когда-то первый президент СССР Михаил Горбачев. Пожалуй, это определение весьма точно характеризует идеальный алгоритм поведения педагога.
Нормально делиться с учениками своим мнением, но при этом вы не вправе бесконтрольно озвучивать все, что приходит на ум, ведь неосторожно брошенное слово способно непредсказуемо повлиять на формирующуюся личность ребенка. Вы можете – в рамках закона – жить, как нравится, но не должны подавать дурной пример, иначе дискредитируете себя и профессию. Например, нельзя курить там, где вас могут застать за этим занятием школьники. Ведь в классе вы выступали против этого, не так ли? А двойные стандарты еще никогда не доводили до добра в воспитательном процессе. Лицемерие… Предположим, ребенок совершил какой-то дурной поступок: подрался, закурил, обозвал одноклассников, прогулял урок. Учитель пугает его ответственностью, которую тот на самом деле в принципе не может понести. Возможно, кто-то из ребят, испугавшись, впредь такого и не повторит, что, впрочем, маловероятно. Но сообразительный ученик найдет способ узнать правду, и что тогда? Скорее всего он перестанет воспринимать любые предупреждения всерьез, почувствует безнаказанность и в какой-то момент оступится уже всерьез. Стоит ли рисковать? Тем более, как показывает практика, дети способны оценить доверие и уважение к их личности, и в этом контексте оправданная строгость их не оттолкнет.Конечно, в школе возникает масса самых разных, в том числе и деликатных, ситуаций, в которых очень важно не переступить этическую грань. Как, к примеру, следует поступить, если ученик пришел к вам за советом в непростой для него момент и вы понимаете, что ваш коллега-педагог его дезинформировал? Подрывать авторитет другого учителя недопустимо, но в то же время невозможно и рисковать доверием ребенка. Единственный вариант – поговорить с ним по душам, проанализировать именно его поступок, его действия или решения и вместе найти выход из сложившейся ситуации.На мой взгляд, работа учителя одна из самых рискованных. Разумеется, не в плане опасности для жизни (глупо было бы сравнивать ее, скажем, со службой военных или полицейских), хотя бывает всякое, достаточно вспомнить историю с застреленным в московской школе географом. И все же… Педагоги каждый день ходят по лезвию бритвы, принимая ответственные и порой эмоционально очень непростые решения. Как увлечь ребят учебным процессом и одновременно дать им всю предусмотренную учебным планом информацию? Как найти выход из любых конфликтов с минимальным психологическим ущербом для школьников? Как достичь взаимопонимания с родителями учеников? Кстати, серьезная проблема в современной школе. Ведь если раньше учитель делил обязанности по воспитанию своих подопечных с их родителями, то теперь роль семьи в воспитательном процессе заметно снижается. Причин здесь много, в том числе и экономических. Многие зачастую не имеют возможности уделять детям достаточно времени, оставляя их один на один с Интернетом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Еще одна тревожная тенденция заключается в том, что родители сплошь и рядом воспитывают в ребенке ничем не оправданное чувство превосходства над окружающими и уверенность в своей непогрешимости, забывая напомнить о чувстве ответственности и умении сопереживать. И распутывать этот узел в итоге приходится опять-таки учителям, работая как с детьми, так и с их родителями, которые искренне не понимают, в чем они не правы.Таким образом, свобода учителя ограничивается тремя моментами: законом, совестью и педагогической этикой. Его выбор, по сути, заключается в том, чтобы искать баланс между установленными правилами и своей совестью. Что же касается ответственности… С юридической все очевидно. Ну а моральная де-факто и есть та самая забота о будущем своих учеников, ради которой и идут в педагогику истинные профессионалы.Юрий ДОЛГАНОВ, учитель географии школы №192, структурное подразделение школа №198
Комментарии