search
main
0

Де-факто или де-юре. Приказа на уничтожение никто не отдавал, но..

Система внешкольной работы с недавнего времени приобрела новое наименование – дополнительное образование. В связи с этим термином некоторые педагоги обиделись. И их можно понять, потому что общественность, в том числе и родители, так буквально и воспринимают: дополнительное – значит не главное. А между тем именно в дворовых клубах, в кружках и студиях домов и дворцов пионеров вырастали олимпийские чемпионы, изобретатели, знаменитые летчики и космонавты, прославленные ныне артисты. Система внешкольного образования давала детям возможность попробовать себя в разных сферах деятельности и выбрать увлечение по душе, которое впоследствии часто становилось и делом жизни.

Можно ругать и пионерию, и комсомол, однако во все времена неизбывно желание детей, подростков «кучковаться». Из-за того что государство упускает возможность направить в правильное русло энергию молодого поколения, многие нечистоплотные люди этим пользуются. Так появились скинхеды, националисты, вновь поднимает голову, казалось бы, ушедший в прошлое фашизм. Поэтому у нас процветают сегодня подростковая наркомания, алкоголизм, преступность.

се лучшее – детям? При советской власти такой лозунг (без вопроса, конечно) был более чем популярен. Дворянские особняки, имения помещиков отдавали под школы, детские дома, санатории. В центре городов строились по специальным проектам дворцы пионеров и станции технического творчества. На центральных площадях разбивали парки, скверы, сады. Все – детям, ведь это наше будущее! Увы, времена изменились – срабатывает механизм: не можешь заплатить за аренду – освобождай помещение.

Директора нижегородского Дворца детского творчества имени В. П. Чкалова Наталью Панову заботит проблема – как содержать такое здание? «По закону проводить любые ремонтные работы в таких домах, как наш, – памятник федерального значения, может только фирма, имеющая соответствующую лицензию именно на ремонт памятников. А это совершенно другие материалы и совершенно другие деньги», – говорит Панова. Дворец же живет на средства, выделяемые из городского бюджета, и дополнительного финансирования, понятно, никто не даст. Поэтому хотя здесь де-юре все кружки бесплатные, администрация и педагоги вынуждены поднимать вопрос о благотворительных взносах. Если раньше бассейн дворца был единственным в городе, где можно бесплатно научить ребенка плавать, то с недавних пор здесь введена родительская плата. Невеликие деньги – 150 рублей с человека, которые идут не на повышение зарплаты педагогов, а на покупку моющих средств и оплату анализов. Средств на это в бюджете не предусмотрено.

Работать в системе дополнительного образования ничуть не легче, а может, и сложнее, чем в школе. Прогулял ученик урок – тут же подключаются классный руководитель, родители, завуч, а то и директор. Кружковец не пришел на занятие – это всецело проблема педагога дополнительного образования. Иногда в этом виноват и сам педагог, потому что работает по старинке. Не всегда то, что он предлагает на своих занятиях, интересно детям. Например, изготовление самолета – достаточно трудоемкий процесс. Сделать модель, которая смогла бы не только подняться в воздух, но и выполнить фигуры пилотажа – не каждый мальчишка готов к этому сразу. И здесь в полной мере проявляется умение педагога пройти процесс от простого к сложному и увлечь этим детей, используя и навыки лидерства, и чувство товарищества, взаимовыручки. Жаль, что современные педагоги забывают про последнее. А ведь это – возможность найти надежного друга, ощутить поддержку, обрести уверенность в себе, что и привлекает подростков в различные объединения.

К счастью, остались еще на Нижегородчине педагоги, которые увлекают своим творчеством от пятилеток до студентов и готовы рассказать, как это им удается. Правда, клубов и кружков, где собирались бы такие увлеченные натуры, становится все меньше и меньше. Нет, систему дополнительного образования никто официально не разрушает, ведь на этот счет нет никаких постановлений, приказов, распоряжений. Да и вряд ли будут, наоборот, на самом высоком уровне власти как бы озабочены: а чем там живут наши юные? Существуют другие методы, которые способствуют медленному, но верному умиранию государственной системы воспитания.

И пока бросаются громадные деньги на осуществление пунктов нацпроекта, которые взяты чиновниками то ли от незнания обстановки в школьной жизни, то ли от нежелания вникнуть глубже в проблемы системы образования в целом, мы теряем подрастающее поколение.

Нижний Новгород

P.S.

Во дворе дома, где я живу, – хоккейная коробка. Еще несколько лет назад сюда приходили мальчишки в форме и на коньках – в будни тренировались, а по воскресеньям иногда устраивали матчи со своими ровесниками. Посмотреть это зрелище стекался народ со всего микрорайона. А потом девчушки, начиная аж с пяти лет, выходили с мамами-папами на каток, чтобы выписывать на льду вензеля. Где теперь те юные спортсмены? Если уж китайцы теперь обходят нас в фигурном катании, то о чем может быть речь? А на днях прошла информация по радио о том, что для подготовки к будущим олимпиадам в Китае уже сейчас вкладывают в развитие детского спорта миллиарды (!) долларов. А на что рассчитывает наше государство?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте