Несмотря на то что инклюзия становится неотъемлемой частью образовательного процесса, в Алтайском крае считают, что коррекционные школы по-прежнему играют важнейшую роль в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому в регионе сохранена сеть таких учреждений. На сегодняшний день их 31.Двадцать лет назад в рамках программы «Преодоление последствий радиации на Семипалатинском полигоне в Барнауле была открыта общеобразовательная школа-интернат №6 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. С тех пор это учреждение специализируется на обучении ребят с ДЦП. Хотя, как вам скажет любой педагог-дефектолог, одно без другого не бывает, главный диагноз почти всегда влечет за собой массу побочных проблем – нарушения слуха, речи, зрения и интеллекта, ЗПР и так далее. Поэтому сотрудникам школы-интерната приходится иметь дело со всем этим букетом заболеваний, выраженных в той или иной степени у их подопечных.
– Мы предоставляем целый комплекс реабилитационных услуг, чего нет ни в одной обычной школе, несмотря на инклюзию, – рассказывает директор школы-интерната №6 Елена Шарапова. – Здесь проводятся полноценное обследование, постоперационное сопровождение, терапевтическое, медикаментозное лечение детей. Это позволяет процессы обучения и сохранения здоровья вести одновременно. На 150 учеников 45 педагогов, половина из которых имеют высшую категорию. Все они, без исключения, прошли курсы переподготовки по дефектологии, семеро изначально имеют профильное дефектологическое образование. В школе-интернате работают 11 медиков, включая психиатра, невролога, ортопеда, педиатра, стоматолога и медсестер. Образовательное учреждение имеет медицинскую лицензию на все виды доврачебной помощи. Благодаря тому что школа в 2014 году вошла в краевую программу «Доступная среда», здесь все создано для того, чтобы проводить полноценные реабилитационные мероприятия с детьми: есть процедурный и медицинский кабинеты, два зала лечебной физической культуры, зал врачебной помощи, кабинеты озокеритолечения, физиолечения, стоматологии. За счет этой же программы скоро здесь появится новый специально оборудованный микроавтобус для перевозки детей. Пополнить материально-техническую базу современным оборудованием помогают и гранты губернатора края, которые неоднократно выигрывало учреждение. Школа является краевой инновационной площадкой, поэтому здесь проходят семинары, конференции и вебинары для педагогов края и студентов педагогических и медицинских вузов. Также работает краевой консультационный центр, где оказываются бесплатные консультации всем желающим по вопросам работы с детьми с ОВЗ. Сотрудники учреждения подробно рассказывают, к каким специалистам следует обращаться, на каком этапе лучше проводить оперативное лечение, что делать при смене образовательного учреждения, как работать с разными категориями учащихся, что делать, если у ребенка сразу несколько проблем, и тому подобное. Особенность школы-интерната в том, что здесь обучаются и проживают 30 детей-сирот, у каждого из которых также диагностирован ДЦП. Благодаря усилиям педагогов за последние годы удалось устроить в семьи 11 ребят, причем некоторые смогли вернуться в свою семью после восстановления в правах их собственных родителей. Стоит сразу же оговориться, что работа по усыновлению в крае ведется исключительно эффективно во многом потому, что будущие папы и мамы для приемных детей здесь проходят самую серьезную подготовку. – У нас учатся три категории школьников: с сохранным интеллектом, с задержкой психического развития и с нарушениями интеллекта разной степени тяжести, – говорит Елена Шарапова. – Фактически приходится одновременно реализовывать разные программы в рамках трех образовательных стандартов. Вся необходимая учебная литература для этого у нас имеется, кабинеты оснащены интерактивными досками (где это не противопоказано детям по медицинским показаниям) и современными средствами обучения. В каждой из этих трех категорий детей есть те, которые добились очень высоких результатов в тех или иных направлениях. Несмотря на малые выпуски (в классе 6-10 человек), у нас есть и медалисты, которые подтвердили результатами ЕГЭ свои глубокие знания. 50% выпускников 12-го класса поступают в вузы и успешно учатся. Точно так же, как и в других школах, дети сдают ОГЭ, ЕГЭ, они достойно конкурируют с обычными учениками обычных школ. Ребята посещают тренажерные залы, спортивные секции, занимаются теннисом, волейболом, баскетболом, лыжами, шахматами, шашками. Возможно, это кому-то покажется странным, но в учреждении для детей с ДЦП очень распространен футбол! Здесь открыта школа известного спортсмена Алексея Смертина. А среди победителей краевых шахматных и шашечных турниров есть ребята, обучающиеся в классах для детей с нарушением интеллекта. Как утверждают здешние педагоги, этот феномен еще предстоит исследовать. В 2012 году выпускница школы-интерната №6, победительница Всероссийской олимпиады по шахматам среди детей с ОВЗ, открыла в своем родном учреждении школу имени Карпова, полностью оснастив ее привезенными с международного соревнования шахматными досками и часами, а также методическими разработками по организации подготовки и проведению занятий с детьми. Теперь здесь ежегодно проходит чемпионат по этому виду спорта.Но все понимают, что какой бы уютной и гостеприимной не была для обучающихся их родная школа, когда-то все равно им придется покинуть ее стены. Поэтому в каждом классе регулярно проходят профориентационные мероприятия, педагоги проводят диагностику, выясняя, кто и к какому виду деятельности предрасположен, учитывая особенности их развития. Идет тесное взаимодействие с центрами занятости населения, учреждениями системы профессионального образования. К тому же законодательство обязывает работодателя выделять и резервировать рабочие места для трудоустройства данной категории людей. При этом здесь ребят очень серьезно готовят и к самостоятельной жизни, учат ухаживать за собой, принимать себя со всеми своими проблемами, понимать границы своих возможностей. Ученики занимаются вышиванием, лозоплетением, бисероплетением, кройкой, шитьем. И это несмотря на более или менее выраженные проблемы с координацией движений, обусловленные суровым диагнозом! Безусловно, ДЦП нельзя вылечить, можно лишь откорректировать его последствия, компенсировать утраченные функции. Но при профессиональном подходе, при наличии взаимопонимания со стороны самого воспитанника и членов его семьи это порой удается весьма успешно. Как отмечает директор школы-интерната, ежегодно после операционного и постоперационного лечения 3-4 ребенка освобождаются от ходунков и костылей. За судьбой всех выпускников педагоги школы-интерната №6 следят и спустя годы после окончания обучения. «Для нас всегда открыта в школе дверь», – ребята приходят сюда, чтобы рассказать о своих успехах или поделиться переживаниями.
Комментарии