Цель: в игровой форме закрепить знания учащихся, полученные на уроках.ЗадачиОбразовательные:1. Углубить знания учащихся о родном городе.2. Расширить кругозор учащихся.Коррекционно-развивающие:1. Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.2. Корректировать эмоционально-волевую сферу учащихся.3. Развивать внимание, память, мышление.Воспитательные:1. Формировать историческую память.2. Воспитывать любовь и гордость за свой город.
Оборудование: компьютер, презентация «Литературные герои Петербурга», мультимедийный проектор. Технологии: информационно-коммуникационные, тестовые технологии.Ход викторины1. Организационный момент.2. Тема занятия.Учитель: Сегодня мы с вами еще раз вспомним творчество писателей и поэтов, чья жизнь неразрывно связана с нашим городом, а также литературные места Петербурга. И тема нашей викторины – «Литературные герои Петербурга».3. Вводная часть.Учитель: Я хочу начать эту викторину с замечательных строк С.Я.Маршака:Давно стихами говорит Нева.Страницей Гоголя ложится Невский.Весь Летний сад – Онегина глава.О Блоке вспоминают Острова,А по Разъезжей бродит Достоевский.Задания.Задание 1. Назовите автора и произведение.- Название поэмы и самого знаменитого памятника Петербурга. (А.С. Пушкин. «Медный всадник».)- Самый величественный собор Петербурга, воспетый поэтом девятнадцатого века. (Исаакиевский собор, воспетый в стихотворении Ф. И. Тютчева.)- Проспект и повесть великого русского писателя. (Повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект».)- Императрица, воспетая поэтом, учителем Пушкина. (Екатерина II. Ей посвятил стихотворение «Фелица» Г.Р.Державин.)- Стихотворение поэта Серебряного века, названное именем основателя города. (А.А. Блок. «Петр».)Задание 2. С творчеством каких писателей и поэтов связаны эти места нашего города?- Мойка, 12. (Это место нашего города связано с жизнью А.С.Пушкина.)- Публичная библиотека (сейчас Российская национальная библиотека). (Здесь работал И.А.Крылов.)- Блокадный репродуктор. (На Ленинградском радио всю блокаду работала О.Ф. Берггольц.)- Царскосельский лицей. (Вместе с Пушкиным в Царскосельском лицее учились А.А.Дельвиг, В.К.Кюхельбекер и И.И.Пущин.)- Шереметьевский дворец, или Фонтанный дом. (Здесь долгие годы жила А.А.Ахматова.)- Школа гвардейских подпрапорщиков. (Эту школу окончил великий русский поэт М.Ю.Лермонтов.)- Московский вокзал (раньше Николаевский). (Н.В.Некрасов посвятил свое стихотворение «Железная дорога» строительству дороги между Петербургом и Москвой.)- Летний сад. (По нему очень любил гулять А.С.Пушкин.)Задание 3. Узнайте произведение.- Произведение, в котором рассказывается о страшном наводнении 1824 года. (Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник».)- Повесть Тургенева, названная именем главной героини. (Повесть И.С.Тургенева «Ася».)- Сказка об обитательнице моря, исполняющей три желания. («Сказка о золотой рыбке» А.С.Пушкина.)- Драма великого русского поэта, названная балом, на котором присутствующие одеты в маски. (Драма М.Ю.Лермонтова «Маскарад».)- Басня с названием музыкального ансамбля из четырех человек. (Басня И.А.Крылова «Квартет».)- Как известно, в колоде игральных карт четыре масти. Название какой использовал поэт в заголовке своей повести? (Повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама».)- Поэма, посвященная женам декабристов, отправившимся в Сибирь за своими мужьями. (Поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины».)Задание 4. Выберите правильный ответ.Вакула добрался до Петербурга на…- Самолете.- Поезде.- Черте.Какая река Петербурга упоминается в сказках Чуковского?- Нева.- Мойка.- Фонтанка.О каком саде писала А.А.Ахматова: «Я к розам хочу, в тот единственный сад…»?- Летнем.- Таврическом.- Ботаническом.Что указало дорогу Елисею к Спящей царевне?- Месяц.- Солнце.- Ветер.Причиной угасания любви Ивана Васильевича в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» была…- Ветреность Вареньки.- Жестокость ее отца.- Отъезд героя в другой город.Что украли грабители у Башмачкина?- Шинель.- Портфель.- Кошелек с деньгами.Кто изображен на постаменте памятника И.А.Крылову в Летнем саду?- Члены семьи.- Герои басен.- Домашние животные.Задание 5. «Кто есть кто?».Кто носит эти имена?Муму, Иван Иваныч, Цокотуха, Арто, Генерал Топтыгин, Мойдодыр, Тотоша, Балда, Моська.Задание 6. Где и кому установлены эти памятники?Ответы: – Памятник Муму, лежащей у ног хозяина, установлен на площади Тургенева (см. ил.).- Памятник Великому комбинатору Остапу Бендеру – на Итальянской улице (см. ил.)- Памятник Носу майора Ковалева находится на одном из домов на Вознесенском проспекте (см. ил.)- Памятник Чижику-Пыжику – на набережной Фонтанки.- Памятник И.С.Тургеневу установлен у Манежной площади. – Памятник Островскому – на Пионерской площади.- Памятник А.А.Ахматовой установлен на набережной Робеспьера.- Памятник О.Ф.Берггольц – у входа в Дом радио.- Памятник Книге находится на Университетской набережной.Задание 7. Угадайте произведение по изображению.Стихотворение Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» (см. ил.).Сказка К.И.Чуковского «Мойдодыр».Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сосна».Сказка К.И.Чуковского «Муха-цокотуха» (см. ил.).«Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкина.Басня И.А.Крылова «Кот и повар».«Песня про царя Ивана Васильевича…» М.Ю.Лермонтова (см. ил.).Стихотворение Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».Повесть А.П.Чехова «Каштанка».Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон».5. Подведение итогов занятия.Самые активные участники викторины награждаются призами.6. Окончание занятия.P.S. Все иллюстрации и задания представлены в презентации, презентация опубликована на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/689. Ирина ГОРЕНКО, учитель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №565 Кировского района Санкт-Петербурга, победитель XV Всероссийского конкурса «Сто друзей»
Комментарии