Я перелистываю дневниковые записи походов, рассматриваю маршрутные листы и воспоминания бывалых туристов-краеведов, натуралистов…
Послевоенное голодное детство, а в тобольской школе №1 создаются туристические кружки и кружки юных натуралистов. Организатором их был известный в Сибири краевед Михаил Петрович Тарунин. В программу кружка входило: исследование местных водоемов, изучение растений и фенологические наблюдения.
Результаты своих исследований ребята обрабатывали сами и посылали в Географическое общество Академии наук Союза ССР.
Школьники регулярно выступали по радио, писали статьи в газету «Ленинские внучата» и в журнал «Юный натуралист».
Во время походов ребята учились разжигать костер, ориентироваться, определять направления миграции птиц и зверей.
На занятиях с юными туристами-краеведами и натуралистами Михаил Петрович Тарунин строго выдерживал тот же принцип, который положил в основу своей собственной жизни, – пользу делу. Существует много документов, воспоминаний и фактов, по которым с полной уверенностью можно сказать, что его уроки не прошли бесследно. Многие из бывших туристов-краеведов и натуралистов впоследствии получили высшее образование и посвятили свою жизнь науке. Не случайно в экспедиции на Полярный Урал, организованной Географическим обществом Академии наук СССР в 1946 году, принял участие один из лучших учеников Тарунина восьмиклассник нашей школы Павлик Пантелеев, ныне доктор биологических наук, зоолог Павел Александрович Пантелеев.
Надежда КРЮКОВА, педагог дополнительного образования школы №1, Тобольск, Тюменская область
Комментарии