Школа опасна для здоровья. В этом уверены родители и медики, об этом говорят факты: сколиоз, ранняя близорукость, проблемы с желудком, приобретенные хронические заболевания – все это последствия школьных перегрузок. Учителя с этими обвинениями не согласны и все сваливают на амбиции родителей, которым важно, чтобы ребенок учился только на «отлично», знал два языка, да еще и на пианино мог играть.
Главная методологическая структура столичного Департамента образования – Московский институт открытого образования (МИОО) – решил примирить обе стороны и доказать, что школа не так страшна, как ее малюют. В связи с этим в 50 образовательных учреждениях города начался эксперимент по физиологическому нормированию учащихся.
Суть эксперимента заключается в использовании компьютеров – специальных медицинских аппаратов, созданных в санкт-петербургской лаборатории МИОО. Лазерный корреляционный спектрометр (ЛКС) биологических жидкостей исследует пробы ротоглоточных смывов, мочи, легочного конденсата, артериокардиоритмограф (АКР) выводит кардиограмму, измеряет артериальное давление и вегетативную регуляцию сердечной мышцы, а компьютерный измеритель движения (КИД) регистрирует функцию центральной нервной системы, двигательную активность и моторику руки, что тесно связано с такими психологическими показателями, как внимание, память, интеллект. Все эти аппараты просты в управлении – с ними может справиться даже пятиклассник, не говоря уже о школьном враче, – довольно компактны, поэтому легко помещаются в медицинском кабинете, так что школы могут постоянно держать руку на пульсе учеников. Например, КИД состоит из специальной штанги, подключенной к компьютеру, АКР – из двух электродов, тонометра, который измеряет давление по пальцу, и ноутбука.
– Мы одними из первых стали проводить саногенетический мониторинг. Сначала вместе с родителями и психологами составляли индивидуальные маршруты здоровья, а четыре года назад закупили ЛКС, АКР и КИД. За время проведения саногенетического мониторинга общее число заболеваний снизилось на 30%, – рассказала директор школы № 1240 Татьяна Щипкова.
В школе № 1240 у каждого ученика есть свой паспорт здоровья. К аппаратам детей приглашают в зависимости от того, что медики и учителя хотят проследить. Например, ежели необходимо посмотреть развитие ребенка в данном классе и в данный момент, то делаются весенний и осенний мониторинги.
– Приборы отражают объективную реальность, по результатам которой можно давать конкретные физиологические рекомендации. Будь то фитотерапия, плавание, дыхательные упражнения, – прокомментировала физиолог образовательного учреждения № 1240 Анастасия Боголюбова. – Аппараты также показывают, испытывает ли ребенок в ходе образовательного процесса перегрузку или, наоборот, он явно недогружен, что на самом деле не менее опасно.
Как правило, педагоги замечают либо хулиганов, либо отличников. С середнячками сложнее. На тех, кто учится на «4», особо не шалит, не всегда обращают внимание. Но может оказаться так, что у неприметного хорошиста заложен недюжий потенциал, и чтобы его развить, необходим толчок.
Помимо недогрузок и перегрузок медицинские аппараты могут выявить раннюю патологию органов. В физиологии существуют 4 показателя здоровья: адаптированный, компенсированный, субкомпенсированный и декомпенсированный. Если компьютер выдает четвертый показатель, значит, ребенка можно смело отправлять к врачу на доскональное исследование.
Из 50 школ, пожелавших участвовать в эксперименте по саногенетическому мониторингу, 10 не оснащены специальными медицинскими аппаратами. С ценной техникой к ним выезжают сотрудники научно-прикладного центра образовательной среды и здоровья учащихся Московского института открытого образования и замеряют физиологические показатели школьников. Конечно, учебным заведениям очень пригодились бы лазерный корреляционный спектрометр, артериокардиоритмограф и компьютерный измеритель движения, однако городскому бюджету это не по карману: цена аппаратов порой зашкаливает за 10 тысяч долларов.
– А теперь разделите эту сумму на количество детей в школе и объем работы, которую выполняют аппараты, и получится, что это всего лишь 50-70 рублей с человека в год, – посчитал соавтор проекта по физиологическому нормированию школьников, проректор по научной работе Московского института открытого образования Валентин Носкин. – Если таких приборов будет не 10, а 100, то и стоить они будут намного меньше.
Сейчас МИОО пытается расширить рамки эксперимента и выдвинуть его на общероссийский уровень. Однако, по словам Валентина Носкина, регионы сопротивляются: федералы не настолько любят белокаменную, чтобы заботиться о здоровье детей.
Комментарии