search
main
0

Давайте жить дружно!

Механизмов взаимодействия педвузов и регионов становится больше

Главным принципом работы любого вуза, в том числе педагогического, должна быть открытость. С ее помощью модель взаимодействия с региональными органами управления и социальными партнерами становится многоуровневой и многофункциональной. Почему это важно и как выстроить эффективное сотрудничество высших учебных заведений с другими учреждениями, говорили на Международной научно-практической конференции «Университет, открытый регионам: интеграционные механизмы взаимодействия педагогического вуза и регионов», прошедшей на площадке Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.

 

В своем приветственном слове заместитель директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения РФ Сергей Антонов назвал тему конференции весьма актуальной. Сегодня в ведении министерства 34 педагогических вуза. Все они федерального подчинения, однако находятся в определенных территориях, и не учитывать этот факт нельзя. Поэтому тема конференции отражает важный посыл профильного ведомства о необходимости усиления тесного взаимодействия между университетами, школами, органами управления образованием, учреждениями культуры и т. д.

По словам эксперта, сегодня есть примеры успешной совместной деятельности вузов и регионов, в результате которой создаются региональные и межрегиональные комплексы непрерывного педагогического образования, совершенствуется система регионального заказа на новые образовательные программы, реализуется большое количество совместных социально направленных просветительских проектов. Также базовые школы вузов становятся не только платформами для прохождения практики студентами, но и инновационными площадками для ведения экспериментально-исследовательской деятельности. Педагогические вузы активно включились в создание психолого-педагогических классов, которых уже более 2000 в стране. В профильных университетах открываются технопарки, педагогические «Кванториумы», где проходят встречи с учителями-практиками, обсуждаются актуальные вопросы образования, проводятся мастер-классы, семинары и т. д.

При этом региональные комплексы непрерывного педагогического образования представляют собой принципиально новую меж­уровневую модель управления в сфере образования. Ее полноправными участниками становятся вузы, органы управления образованием, педколледжи, институты развития образования. Это взаимодействие и интеграция позволяют развиваться в таких важных направлениях, как формирование новой практики регионального заказа, организация системы подготовки педкадров и трудоустройство выпускников.

С важностью темы конференции согласился и ректор РГПУ имени А.И.Герцена доктор педагогических наук, профессор Сергей Тарасов. В университете недавно было проведено исследование, посвященное взаимодействию педагогических вузов и регионов. Участие в нем приняли как представители высшей школы, так и специалисты органов региональных систем образования.

Опрос показал, что на сегодня сложилась многоаспектная система взаимодействия вузов и органов управления образованием. Наиболее распространенная практика взаимодействия – заключение договоров с отдельными образовательными организациями. Регионы в основном взаимодействуют со своими региональными вузами. Участники исследования по-разному оценивают систему взаимодействия. Так, 80% региональных органов управления образованием считают, что система выстроена, тогда как с ними согласны только 50% представителей вузов. Есть регионы, где такие модели взаимодействия вообще не сформированы.

По словам Сергея Тарасова, важно, чтобы вуз знал и учитывал стратегию развития региональной системы образования, в том числе осуществляя подготовку целевиков по заказу региональной системы образования, проводя раннюю профориентацию школьников на педагогические профессии, развивая систему наставничества молодых специалистов, разрабатывая программу научно-методической поддержки региональной системы образования, сопровождая инновационную деятельность школ, выполняя научные проекты по выявлению дефицитов региональной системы образования и многое другое.

Для Герценовского университета базовыми принципами взаимодействия стали практикоориентированность, сочетание традиций и инноваций, преемственность целей, задач и ценностей, открытость к профессиональному конструктивному диалогу, равенство и партнерство, системность и комплексность, адресность. Эти принципы заложены в разработку «дорожных карт» с рядом органов управления образованием Санкт-Петербурга, других регионов России и зарубежных стран. Среди направлений совместной деятельности в рамках «дорожных карт» – проведение научных исследований по актуальным проблемам в сфере образования регионов, экспертное сопровождение реализуемых проектов и программ, обеспечение качества общего, профессионального и дополнительного образования за счет повышения уровня подготовки педагогических кадров для региональных систем образования, повышение качества воспитательной работы, развитие системы поддержки талантливых детей.

К примеру, совместно с системой образования Санкт-Петербурга Герценовский университет реализует несколько проектов. В их числе «Продленка с Герценовским университетом», «Педагогический акселератор», «Петербургский международный образовательный форум», «Педагогические сезоны», «Команда школьных педагогов под ключ».

Как считает Сергей Тарасов, главное, чтобы планы и перспективы вуза учитывали реальные потребности региона. Сотрудничество будет эффективным тогда, когда стороны слышат друг друга и понимают, что их общая цель – повысить качество образования и внести свой вклад в социокультурное развитие территории.

При этом необходимо, конечно, учитывать специфику каждого региона. Например, в Ивановском государственном университете по­шли своим путем. Ректор вуза Алексей Малыгин пояснил: в регионе работают 7 вузов, однако каждый сохраняет свои автономию и статус, не конкурируя с другими. ИвГУ отвечает за подготовку педагогических кадров для Ивановской области, поэтому взаимодействие со школами и педагогическими колледжами здесь выстроено давно. Изучив опыт коллег из других регионов, в Ивановской области пошли по пути создания педагогических консорциумов. В консорциум включены все заинтересованные стороны, а направлениями взаимодействия обозначены создание педагогической лаборатории, разработка совместных образовательных проектов, совместная научно-методическая конференция, конкурс педагогических проектов, проведение вебинаров и мастер-классов, мероприятий для обучающихся.

Следующим шагом стало создание научно-образовательного консорциума «Иваново», в состав которого вошли 6 государственных вузов и 2 научных института. Затем появился Ивановский научный центр РАО. Алексей Малыгин уверен, что эффект от этого взаимодействия очевиден и взаимовыгоден. Если говорить о вузе, то он осуществляет научное сопровождение образовательных программ региона, участвует в экспертизе реализации образовательных проектов общего образования, в принятии согласованных решений по формированию и анализу кадрового педагогического резерва региона, имеет возможность расширить базы практической подготовки для студентов с использованием ресурсов инновационного образовательного пространства и т. д.

Опыт взаимодействия с региональной системой образования есть и у Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого. Как рассказала директор Института инновационных образовательных практик ТГПУ имени Л.Н.Толстого Елена Белянкова, было заключено соглашение о сотрудничестве между университетом, Министерством образования Тульской области и Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования Тульской области. В рамках соглашения в 2021 году на базе ТГПУ начал работу федеральный научно-методический центр «Цифровая дидактика». Среди направлений деятельности ФНМЦ – поиск новых решений и подходов к обучению в цифровых образовательных средах с использованием современных ИКТ, технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальностей, разработка и апробация передовых образовательных методик и их трансляция в образовательные организации общего образования, разработка методических требований к цифровому образовательному контенту и повышение профессиональных компетенций педагога цифрового общества. Кроме того, тут большое внимание уделяют системному обучению педагогических работников основам педагогического проектирования в цифровой образовательной среде. ФНМЦ реализует более 20 программ дополнительного образования, на его базе сегодня обучаются порядка тысячи учителей.

По словам Елены Белянковой, это пример расширения не только цифровой грамотности педагогов, но и направлений взаимодействия с регионом. Если вуз активно ведет работу в поиске механизмов взаимодействия с различными региональными организациями, то их становится больше. Как следствие, появляются новые интересные проекты, инициативы, программы, образовательные события и т. д.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте