search
main
0

Давайте учиться считать! . Главный помощник современного директора – это бухгалтер. Но как привлечь его на свою сторону?

Воронежская область вошла в число победителей первого этапа конкурса регионов, претендующих на реализацию комплексного проекта модернизации образования приоритетного национального проекта «Образование». Трудно ли оказалось соответствовать строгим критериям отбора, что предшествовало победе в конкурсе регионов и какие обязательства появились у воронежского образования теперь, после победы? На эти и другие вопросы отвечает руководитель Главного управления образования Воронежской области, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Яков ЛЬВОВИЧ.

– Участие в КПМО определялось не текущей ситуацией в Воронежской области, а той подготовкой, которую мы осуществляли по целому ряду направлений начиная с 2003 года. Прежде всего это совершенствование сети общеобразовательных учреждений на основе создания базовых сельских школ и школьных округов, а также широкая компьютеризация, обеспечение доступа в интернет и создание необходимых электронных учебных пособий. Одновременно мы организовали учебу педагогов.

С 2005 года постепенно осуществляем переход на нормативно-бюджетное финансирование. Но этот процесс невозможен без активного участия общественности в управлении школой. Следующий шаг – участие в едином госэкзамене, причем по большинству предметов. ЕГЭ мы практикуем уже шесть лет, что также дало новые возможности для совершенствования подготовки учащихся и мониторинга их знаний.

Именно участие в комплексном проекте дало нам возможность перейти к модернизации в целом, потому что меры, принимаемые нами на уровне области до 2007 года, носили локальный характер. Это была, скажем так, островковая модернизация: в одном направлении что-то сделали, в другом немного. А теперь отрабатывается комплексный подход: от самого чувствительного – заработной платы учителя и до системы управления оценки качества, а также общественно-государственного участия.

– Наверное, не последнюю роль играет материальная заинтересованность? Ведь по комплексному проекту регионы получают немалые средства.

– Да, причем не только из федерального центра. Областной бюджет также увеличивает расходы на образование. Например, в 2007 году, когда в школах области начала вводиться новая система оплаты труда, на ее обеспечение из облбюджета было выделено 450 миллионов рублей. Это дополнительно к федеральному увеличению заработной платы на 15% с 1 сентября 2007 года. Однако и 450 миллионов оказалось маловато, и после корректировки бюджета добавили еще 93 миллиона. Как показывают расчеты, в 2008 году для обеспечения того уровня средней заработной платы школьных работников, на который мы вышли в конце 2007 года, надо будет добавить более миллиарда рублей, опять же без учета федерального повышения. На сегодня средняя зарплата учителя составляет 7260 рублей.

– Введение НСОТ сегодня – самый обсуждаемый вопрос. Яков Евсеевич, что в этой связи вы хотели бы сказать воронежским учителям?

– По новой системе зарплата делится на две части – базовую и стимулирующую. Базовая зависит от интенсивности и объема труда педагога, соответственно учитывается целый ряд показателей, связанных с интенсивностью. Вторая часть, стимулирующая, должна выплачиваться за результативность и качество. А качество – это не только внешние оценки (по ЕГЭ или за административные контрольные), но и внутришкольные системы оценки качества. Поскольку труд каждого учителя теперь нужно оценивать не только на словах, но и в денежном выражении, соответственно и оценка качества должна быть явной. Достичь необходимого качества можно только при активном использовании информационно-коммуникационных технологий, современного учебно-лабораторного оборудования, наглядных пособий и через создание своих новаций.

– Как НСОТ уживается с финансовой самостоятельностью учреждений образования?

– Действительно, начав развивать систему нормативно-подушевого финансирования, мы уже привыкли, что по нормативу, зависящему от количества учащихся, школа имеет свой бюджет. Действуют положение об оплате труда и положение о распределении стимулирующего фонда оплаты труда, утвержденные самой школой. Соответственно школа становится самостоятельным субъектом расходования этих средств. Вот здесь-то и необходим общественный контроль, потому что не должен директор в одиночку распоряжаться таким объемом средств.

– Кто возьмет на себя такие функции? Профсоюзы?

– И у профсоюзов, и у школьных советов сейчас возникли новые задачи: не только обсуждать текущие вопросы, но и заниматься конкретной конструктивной работой. Надо сделать так, чтобы авторитарное мнение директора согласовывалось с предложениями и решениями, которые принимают профсоюзная организация и совет школы.

– Какие возникают при этом проблемы?

– Первая – существенная зависимость базовой части оплаты труда от количества учащихся в классе. Учитель не отвечает за сложившуюся в стране демографическую ситуацию, это объективная реальность. Мы вместе с профсоюзами переработали рекомендации по оплате труда, постаравшись существенно уменьшить эту зависимость. Да, она остается, но влияет только на 45% базовой части. А 55% базовой части зависят от других составляющих. Возможно, в дальнейшем, в процессе перехода всего образования на отраслевую систему оплаты труда, будут выдвинуты способы сделать эту зависимость минимальной. Основными станут объем часов и дополнительные нагрузки, которые выполняет учитель в зависимости от особенностей предмета, его методической деятельности, а главное, воспитательной деятельности.

Вторая проблема связана с тем, что далеко не все школы оказались готовы к самостоятельному принятию решений. Рамочные рекомендации, которые были даны, школы постарались повторить, не учитывая собственных особенностей. Но когда почувствовали, что тиражирование рамочных основ оплаты труда устраивает далеко не весь коллектив, обратились к нам. Мы выезжали во многие школы, давали консультации и показывали, что у каждого педсостава своя структура, отличная от других. Например, в одной школе большинство учителей с высшей и первой квалификационной категорией. Значит, это надо учесть в распределении коэффициентов по категориям. В другой школе – редко у кого первая, а в основном вторая, а то и вообще педагоги без категорий. Это тоже надо учесть. Есть школы, где средний возраст педагогов – 37 лет, а есть – 55-57. Когда приблизительно однородный состав по стажу и возрасту – это одна система расчета, а если много молодых, нужно вводить свои коэффициенты.

– Сама школа должна вводить?

– Да, и мы в рекомендациях об этом писали. Единственное ограничение – фонд оплаты труда. Внутри фонда – пожалуйста, регулируйте и делайте так, чтобы потом не жаловались, что одни получают очень много, а другие – практически по прежней ЕТС. Без изменений остаются только процентные доли: 70% – базовая, 30% – стимулирующая.

– А директор может вмешаться в распределение базовой части?

– Конечно. Но это должно оговариваться в коллективе и приниматься на совете школы. Стимулирующая часть дает еще большую свободу, какую шкалу вводить и как учитывать достижения – раз в четверть или раз в месяц. При этом необходимо, чтобы у школы был свой бухгалтер, и исходить надо не из интересов бухгалтеров централизованной бухгалтерии. Бухгалтеру тоже не хочется для всех отдельно рассчитывать, ему удобнее, когда все школы идут по единой форме. А ведь еще электронную версию зарплаты делать отдельно для каждого! Это ж сколько неудобств! Вот и получается, что бухгалтер стал основным лицом, которое тормозит самостоятельность школы.

– И каков выход?

– Уже появляется понимание, что даже если бухгалтерия централизованная, директор школы все равно может заключить с данным бухгалтером договор и задать объем работы.

– То есть директор поощряет бухгалтера из ЦБ за счет школьных средств?

– Да. Если бухгалтер полностью соответствует требованиям сегодняшнего дня – вместе с директором, профсоюзной организацией и советом школы ищет точную структуру распределения базовой и стимулирующей частей, удовлетворяющую особенностям данной школы, такой бухгалтер действительно ценен. Надо учиться считать!

Но кроме директора школы есть еще один уровень авторитарных руководителей – начальники отделов образования. Они тоже хотят самостоятельно распоряжаться деньгами и бухгалтерией. А введение НСОТ совершенно переламывает ту авторитарную основу, которая была в образовании. Но сделать это за полгода и даже за год невозможно.

И в этой связи большая надежда на профсоюзы. Несмотря на активность профлидеров регионального и муниципального уровней, профсоюзы в школах далеко не везде могут отстоять свою позицию. Лидеры школьных организаций очень зависимы от директоров. Я несколько семинаров провел с профсоюзами, предложил им: если директор начнет прижимать, рассказывайте, я сам буду вмешиваться. Но менталитет сдержанности проявляется. Я знаю случаи, когда директор вызывает профсоюз и говорит: я распределила, а ты утверждай.

– И какова ваша реакция в этих случаях?

– Приходится заниматься с такими директорами воспитательной работой… В отношениях в школе должно многое измениться. Поэтому мы и создали лабораторию при ВОИПКиПРО, которая не только помогает осваивать расчеты по НСОТ, но и должна методически обеспечить школьные управляющие советы. Чтобы поднять их влияние, потому что на сегодняшний день эта возможность общественно-государственного контроля не используется. А в идеале должны быть три равносильные структуры: школьный директор, профсоюзы и общественный совет школы. Когда это получится, то нареканий и перешептываний о распределении стимулирующей части оплаты труда не будет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте