В этом году музыкально-хоровая школа «Радость» – ведущее столичное учреждение дополнительного образования в вокально-хоровом жанре – встречает свой двадцатипятилетний юбилей, как сказали бы древние, «на щите». Ее достижения получили общероссийское признание: в столичном регионе она единственная стала лауреатом II Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования. Двадцать пять лет назад на подъеме хорового студийного движения, начало которому положил замечательный композитор и музыкальный просветитель Георгий Струве, новое детское объединение с жизнеутверждающим названием «Радость» открылось при Дворце культуры Московского авиационного института. Основала студию выпускница Московской консерватории Татьяна Жданова, прошедшая за эти годы с «Радостью» такой путь, какой ей, наверное, не рисовался и в самых смелых фантазиях.
Студия быстро стала «набирать обороты»: росло количество учеников, концертов, гастрольных поездок, расширялась сфера деятельности, усложнялась структура образовательного учреждения. Из более чем ста детских хоровых студий, появившихся в Москве к началу перестройки, рубеж девяностых преодолело меньше десятка. Сумела отстоять себя и «Радость», получившая название музыкально-хоровой школы.
Удержаться смогли во много благодаря удивительной энергии своего руководителя. Под ее началом коллектив школы при необходимости стал брать на себя функции едва ли не филармонии – непосредственного координатора и организатора массовых окружных и городских детско-юношеских хоровых мероприятий. При этом собственный Концертный хор на всех смотрах и фестивалях неизменно оказывался на высоте. На лучших площадках – в Большом и Рахманиновском залах Московской консерватории, в Концертном зале имени Чайковского и последние годы в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя – в дни хоровых праздников звучит его чистый, ясный, летящий ввысь звук.
Если учесть, что школа как учреждение дополнительного образования, сохранившее верность студийным принципам всеобщего музыкального обучения, принимает в свои коллективы всех желающих без предварительного отбора, цена этим заслугам возрастает, как минимум, вдвое.
В Древней Греции понятие необразованности едва ли не в первую очередь указывало на неумение петь в хоре. Этот авторитетный факт часто приводит и руководитель школы «Радость» Татьяна Александровна Жданова, добавляя: «Хор – особое искусство, голос в нем занимает далеко не первое место – куда важнее сплоченность, без которой хорошего хора не будет никогда».
Музыкально-творческая работа в школе направлена на общее эстетическое развитие учащихся – об этом постоянно говорят педагоги «Радости» – и все же именно музыка и настоящие профессиональные достижения в ее концертном исполнении придают смысл всему остальному. Если бы не минуты действительно прекрасного (после многих часов нелегких репетиций) звучания коллективов школы на сводных репетициях, концертах и престижных международных форумах, вряд ли «Радость» могла бы взять на себя серьезную роль музыкального просветителя и воспитателя эстетических вкусов современного молодого поколения.
Недаром дружеские и творческие отношения со школой не один уже год поддерживают московские композиторы – Евгений Крылатов, Валерий Калистратов, Юрий Тугаринов, Анатолий Киселев, Виктор Голиков, Ивар Арсеев, Александр Жаров. Некоторые произведения были написаны ими специально для «Радости», многие впервые прозвучали в исполнении Концертного хора, как, например, песни Евгения Крылатова «Детская молитва» («Господи, помилуй») и «Оглянись вокруг».
Всего в школе работают шесть хоровых коллективов, два оркестра русских народных инструментов и три фольклорных ансамбля. Главная гордость, конечно, Старший и Камерный хоры – лауреаты многих международных, всероссийских и региональных конкурсов. Рукоплескали им Польша, Болгария, Германия, Италия, Греция, Франция, США, Китай, Северная Корея… На большой географической карте мира, висящей в музее школы, Евразия буквально пестрит метками-флажками – все это города гастрольных демаршей концертирующих хоров «Радости». Одной из недавних заслуг Старшего хора стала победа на Хоровой олимпиаде в Бремене, с которой он – единственный из российских детских коллективов – привез Золотой диплом.
Как настоящий музыкально-эстетический образовательный центр, формировавшийся не один год, «Радость» имеет разветвленную структуру. Уже с четырех лет она принимает детей в школу раннего развития «Малышок», которая готовит к первому классу как хоровой, так и общеобразовательной школы. Кроме музыкальных предметов учебная программа у дошкольников предполагает овладение основами математики, развитие речи, танцы, занятия в кукольном театре.
Основные девять классов школы для воспитанников «Радости» связаны с ответственными переходами из коллектива в коллектив: пять хоров («Колокольчик», «Улыбка», «Радуга», Старший и Камерный хоры) – пять ступеней для тех, кто проходит весь путь хорового обучения от начала до конца. Бывает, что мальчики во время ломки голоса переходят в оркестр русских народных инструментов. Но кто-то с самого начала по желанию выбирает обучение на народно-оркестровом или фольклорном отделениях.
Способные выпускники школы, склоняющиеся к тому, чтобы сделать музыку своей профессией, имеют возможность окончить в «Радости» трехгодичный курс Музыкально-педагогического лицея. Лицей готовит воспитанников к поступлению на музыкально-педагогический факультет МПГУ, педагоги которого и ведут в нем занятия – договоренность с вузом и факультетом была достигнута несколько лет назад в рамках эксперимента по ранней музыкально-педагогический специализации. Выпускники лицея получают специальность организатора внеклассной музыкальной деятельности.
Но и те, кто окончил только школу, тоже поступают в Московский государственный университет культуры, в Музыкальный колледж Московского государственного института музыки имени Альфреда Шнитке и даже в училище при Московской государственной консерватории.
Проходят ли юноши и девушки полный курс обучения или несколько адаптированный в соответствии с их возможностями (это зависит от способностей и трудолюбия), в любом случае с ними на всю жизнь останется представление об идеальном мире музыкальной и художественной культуры. Учеба в школе, поддерживающей по-настоящему высокий уровень своих исполнительских коллективов, будет благотворной даже для самых музыкально невосприимчивых учеников, не говоря уж о более способных.
Москва
Комментарии