Сегодня мы публикуем предложения профсоюза о первоочередных мерах по развитию законодательной базы функционирования системы образования в целях защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов работников образования, обеспечения конституционных гарантий прав граждан России на образование.
1. Принять Федеральный закон “Об обеспечении государственных гарантий прав граждан на образование в общеобразовательных учреждениях”, предусматривающий ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации за реализацию конституционного права граждан на получение начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе через введение механизма соучредительства общеобразовательных учреждений органами государственной власти субъектов РФ совместно с органами местного самоуправления; утверждение государственных образовательных стандартов общего образования, их финансирования.
2. Принять Федеральный закон “О государственных минимальных социальных стандартах” в редакции, согласованной сторонами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В законодательном порядке придать тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы статус государственных социальных стандартов в области оплаты труда, обеспечиваемых на всей территории Российской Федерации за счет средств бюджетов всех уровней.
Ввести нормативы финансирования образовательных учреждений, определяемые на основе утвержденных государственных минимальных социальных стандартов.
3. Предусмотреть в законодательном порядке применение субвенций как вида финансовой помощи, направляемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для обеспечения своевременной выплаты текущей заработной платы, погашения накопленной задолженности по заработной плате работникам организаций бюджетной сферы. В целях совершенствования межбюджетных отношений и бюджетного регулирования в Российской Федерации обеспечить упорядочение разграничения расходных полномочий между органами государственной власти (как федеральной, так и субъектов РФ) и органами местного самоуправления, а также закрепления под их исполнение доходных источников, достаточных для реализации конституционных прав граждан в сфере образования, медицинского обслуживания, доступа к культурным ценностям в учреждениях, финансируемых из бюджетов всех уровней.
4. Осуществить исчерпывающие меры по погашению до 1 января 2000 года накопившейся задолженности по заработной плате работникам организаций бюджетной сферы (в том числе находящихся в ведении органов местного самоуправления), предусмотрев наряду с иными мерами оказание дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам высокодотационных регионов, а также регионов, где имеется наибольшая сумма задолженности по заработной плате работникам образования; решение вопроса по реструктуризации накопившейся задолженности бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов перед государственными внебюджетными фондами.
5. Обеспечить в безусловном порядке выполнение статьи 108 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год” в части выделения в первоочередном порядке дополнительных доходов (при повышении собираемости средств по отдельным видам налогов и в других предусмотренных этой статьей случаях) на финансирование индексации заработной платы работникам бюджетной сферы с целью реализации Правительством РФ пункта 4 постановления Правительства РФ от 18.03.99 г. ? 309 “О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы” о дополнительной индексации в 1999 году заработной платы работникам бюджетной сферы, исходя из тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, действовавших до 1 апреля 1999 года.
6. Предусмотреть в Федеральном законе “О федеральном бюджете на 2000 год”:
– финансирование с 1 января 2000 года расходов на оплату труда работников бюджетной сферы, исходя из ставок и окладов, определенных с учетом тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, действовавших до 1 апреля 1999 г.;
– финансирование расходов на повышение в 1,5 раза в I квартале 2000 года, а в целом до конца года – в 2 раза тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
7. Принять федеральные законы, предусматривающие освобождение минимального размера оплаты труда от выполнения не свойственных ему функций технического норматива при определении размера стипендий, пособий и других социальных выплат и соответственно об ином (по сравнению с действующим) порядке определения видов социальных выплат, их размеров в Российской Федерации.
8. Принять Федеральный закон (или постановление Правительства РФ) об основных направлениях государственной политики в области оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.
9. Принять Федеральный закон “О государственном регулировании оплаты труда работников организаций бюджетной сферы”, определяющий этапы приближения тарифной ставки 1-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы к прожиточному минимуму.
10. Принять законодательные акты, предусматривающие повышение ответственности работодателей, учредителей бюджетных организаций за обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам.
11. Принять поправки к Закону РФ “О коллективных договорах и соглашениях” и Федеральному закону “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” в целях совершенствования регулирования отношений в этих сферах и отражения особенностей договорного регулирования в организациях бюджетной сферы.
12. Принять Федеральный закон “Об объединениях работодателей”, определяющий порядок создания и деятельности объединений работодателей как социальных партнеров в целях упорядочения и обеспечения договорного регулирования социально-трудовых отношений, в том числе в сфере образования с учетом ее особенностей.
13. Принять Федеральный закон “Об отказе работников от выполнения обязанностей по трудовому договору (контракту)” либо внести соответствующие поправки к КЗоТ РФ, предусмотрев в нем право работников отказаться от выполнения трудовых обязанностей в случае невыплаты заработной платы в установленный срок с компенсацией за дни приостановки и дополнительную материальную ответственность работодателя за нарушение условий трудового договора (контракта).
14. Принять Федеральный закон “О нормативных правовых актах Российской Федерации”, в котором определить порядок толкования законов и иных нормативных правовых актов.
15. Принять Федеральный конституционный закон “О полномочиях судов общей юрисдикции в Российской Федерации по обеспечению соответствия нормативных правовых актов федеральным законом”, в котором определить полномочия этих судов по признанию незаконными нормативных правовых актов, изданных в Российской Федерации и субъектах РФ (перечислены в пунктах “а” и “б” части 2 ст.125 Конституции РФ).
16. Принять федеральные законы “О дополнительном образовании”, “О среднем профессиональном образовании”, “О начальном профессиональном образовании”, устанавливающие права и социальные гарантии работников и обучающихся.
17. Совместно с Минобразованием России добиваться разработки и утверждения нормативных правовых актов, в которых будут определяться направления и порядок расходования внебюджетных доходов вузов, в том числе в случае недопоступления средств из федерального бюджета на оплату труда работникам и выплату стипендий студентам.
При этом порядок направления и смета расходов внебюджетных средств должны составляться с учетом мнения профсоюзной организации (с представителями коллектива – в случае отсутствия профсоюзной организации в вузе) с последующим утверждением на заседании ученого совета вуза.
Комментарии