Принято считать, что без чтения невозможно всестороннее развитие личности. Вместе с тем наблюдения показывают, что читающих людей с каждым годом становится все меньше. До недавнего времени бытовало мнение, что те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. Сегодня ситуация несколько другая: дети больше не смотрят телевизор, а проводят время в Интернете, просматривая развлекательный контент в социальных сетях и различных стриминговых сервисах.
Снижение интереса к чтению, в частности, среди учащихся средней и старшей школы послужило стимулом для обновления и пополнения фонда детской и подростковой художественной литературы в библиотеке нашей школы. Очень хотелось, чтобы дети читали по собственному желанию, а не потому что чтение литературных произведений – это часть их домашнего задания.
За несколько лет в результате тщательного отбора было приобретено более 350 книг современных писателей, затрагивающих актуальные для наших детей темы и легко «цепляющих» юных читателей. В чтение детских книг включились учителя, классные руководители и родители. Педагоги делились своими впечатлениями о прочитанном, рекомендовали ребятам книги для внеклассного и летнего чтения. Популярность нашей библиотеки заметно возросла. Для того чтобы пробудить у детей интерес к чтению, мы использовали различные методы и приемы работы. Для учеников 5‑х классов, впервые приходящих в школу в сентябре (обучение в нашей школе начинается с 5‑го класса), наиболее эффективной оказалась такая форма работы, как проведение экскурсий в библиотеку и обзоров книг.
Организовывались обсуждения, посвященные литературным новинкам. Учащимся 5-6‑х классов мы предложили поговорить о повести Шерон Дрейпер «Привет, давай поговорим», посвященной теме инклюзивного образования. На встрече со старшеклассниками обсуждали повесть Тода Штрассера «Волна», в которой поставлена тема фашизма и ужасов Второй мировой войны. По-настоящему увлекательным получился разговор с семиклассниками об антиутопии Л.Лоури «Дающий». Многие ребята уже были знакомы с книгой или ее популярной экранизацией, поэтому обсуждение превратилось в настоящую дискуссию. После бурного обсуждения ребята пришли к выводу о том, что не хотели бы жить в таком «идеальном» обществе.
В школе проводились творческие вечера, на которые мы приглашали писателей и переводчиков детской литературы. Нам удалось организовать встречи с такими писателями, как Юлия Кузнецова, Нина Дашевская, Виктория Ледерман, Мария Мартиросова, Евгений Рудашевский, Ольга Громова. В гостях у нас побывали переводчики Ольга Дробот (все детские книги, переведенные ею с норвежского языка, есть в нашем фонде) и Ольга Варшавер (в библиотеке также представлены книги в ее переводе). Дети задавали гостям множество интересующих их вопросов и не хотели отпускать. Например, учеников очень волновал вопрос, является ли переводчик соавтором писателя. Ольга Варшавер подробно поделилась своим опытом и однозначно ответила на вопрос: «Да, конечно». Возможность встретиться с такими яркими личностями позволила детям расширить свой кругозор и несколько по-другому взглянуть на жизнь.
Многие родители стали отмечать возрастающий интерес детей к чтению, появившийся благодаря слаженной работе библиотекаря и педагогов, которые помогают ориентироваться в огромном книжном мире.
Вот так вспоминала о встречах с писателями недавняя выпускница школы:
– Очень хорошо помню наши встречи с писателями. Живой, настоящий писатель! Талантливые небожители! Как интересно было слушать, задавать вопросы на любые темы! Ведь в разговоре понимаешь, что они такие же живые люди, как мы.
В 2020 году преподавательское сообщество всего мира столкнулось с масштабным вызовом и было вынуждено оперативно и в кратчайшие сроки искать инновационные подходы к образованию, внедрять новый инструментарий и пересматривать зарекомендовавшие себя десятилетиями методики. Цифровая трансформация, так неожиданно затронувшая сферу образования, натолкнула меня на идею создания литературного подкаста как альтернативы внеклассной работы с детьми.
Новый проект библиотеки предполагает запуск литературного подкаста «Давайте почитаем», освещающего актуальные подростковые проблемы с точки зрения педагогики. Проект рассчитан на участие в нем детей и подростков 10-17 лет и их родителей и ставит своей основной задачей повысить интерес к чтению, сделать книгу предметом семейного обсуждения.
Надеемся, что наш проект позволит не только сохранить имеющуюся аудиторию активных читателей, но и расширить ее.
Виктория РЕМЕЗОВА, библиотекарь школы №1522 имени В.И.Чуркина
Комментарии