search
main
0

“Давайте побеседуем?”

Нужна ли реформа образования? Эта тема активно обсуждается обществом вот уже тринадцатый год. Перемены, произошедшие за этот период в России, огромны. Тем не менее после каждой новой дискуссии на эту тему у слушателей создается впечатление, что в школе так ничего и не изменилось. Иначе зачем же очередной докладчик вновь заклинал зал прилагательными типа “кардинальный”, “стратегический” или “всеобъемлющий”?

За последние две недели мне довелось побывать по крайней мере на четырех заседаниях, где так или иначе поднималась проблема реформирования или, как сейчас принято говорить, “модернизации” нашего образования. Я понимаю, что сравнение впечатлений от пресс-конференции министра, итоговой коллегии министерства, “круглого стола” в одной из политических партий и презентации очередного социологического исследования школы в Доме учителя может показаться некорректным или поверхностным, поэтому постараюсь воздержаться от личной критики в адрес каких-либо конкретных организаторов или участников. К тому же, на мой взгляд, все эти люди были вполне “достойны” друг друга.
Начнем с пресс-конференции, которая по идее должна была отличаться максимальной доступностью информации о реформе и простотой ее подачи. Однако вместо ответов на свои конкретные “непрофессиональные” вопросы собравшиеся журналисты вынуждены были слушать очередной отчетный доклад министра, тем более скучный, что в нем не было решительно ничего нового. Говоря о ходе задуманных государством преобразований, министр отвечал довольно четко и уверенно. Когда же речь заходила о смысле структурных реформ, он немедленно ссылался на летнее выступление президента по вопросам социальной политики, особенно упирая на то, “что государство не хочет больше лгать своим гражданам”.
“А работать оно хочет?!” Этот вопрос все время слышался в кулуарах итоговой коллегии министерства, проходившей неделю спустя. Ведь помимо чисто организационных проблем, основные докладчики в очередной раз озвучили перед представителями региональных органов образования проблему “государственной лжи”, ради избавления от которой необходимо уничтожить большинство существующих “слишком обширных”(?) законодательных гарантий образования. Многие из присутствующих в зале, вероятно, остались в недоумении. Как так, “помочь не можем, но “реструктуризировать” поможем”? Выходит, что, “не желая лгать”, центральная власть снимает с себя социальную ответственность, но, не желая при этом выпустить из рук рычаги управления, заставляет регионы сделать то же самое. В “едином порыве” ломает все, что еще кое-где уцелело, не обещая построить ничего нового. Тут поневоле станешь “сепаратистом”.
Впрочем, конструктивна далеко не всякая оппозиция. Презентация и “круглый стол” проиллюстрировали это весьма наглядно. Собравшиеся там представители “интеллектуальной элиты общества” яростно обрушились на “бюрократов от образования”, упрекая их в… бездействии. “Главная беда реформ в том, что они недостаточно радикальны! Они не затрагивают содержания, не планируют специально сформировать новый тип человека, пригодный для существования в новом обществе”. Этим политическим мифам из Дома учителя не тринадцать и даже не восемьдесят лет, а последствия их куда страшнее любой структурной реформы. “Круглый стол” при политической партии отличался лишь тем, что на нем по недосмотру организаторов не были собраны единомышленники. Поэтому их годами копившаяся ярость, предназначенная власти, вылилась непосредственно друг на друга и на несчастных организаторов. Каждый из них имел свой проект “всеобъемлющей реформы” и уже почти наяву мнил себя ее лидером. На мой взгляд, это была крайняя степень одичания интеллигенции.
Единственными, кого так и не спросили о необходимости реформы образования, с кем так и не сочли нужным серьезно посоветоваться о ее содержании и смысле, остаются те, на чьи плечи ляжет ее основная тяжесть. Учителя. Не ангажированные столичные “лидеры” или “новаторы”, а нормальные работники образования. На моей памяти их собирали для этого только дважды. В декабре 1988 года и в январе 2000-го. Ну что ж, подождем 2012-го.
Артем ЕРМАКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте