search
main
0

Давайте играть. На сцене. Дети в благотворительном театре «Параллельный мир» особенные, нескучные

– Иногда потрясают своими мудрыми суждениями и просто энциклопедическими познаниями, – дуэтом рассказывают Лариса и Олег Чичко. – Саша знает абсолютно все столицы мира и марки машин. Женя любит Шекспира и мечтает о семье, понимая, что ее никогда у него не будет.

Репетиция начинается с объятий Однажды признался, что ему снятся собственный дом, ребятишки вокруг стола…Саше 26 лет, Жене – 30. Они станут старше, но не повзрослеют: в театре «Параллельный мир» играют актеры с синдромом Дауна. Труппа состоит  из 14 человек – от семи и  старше.- Они  дети независимо от возраста  – по своей открытости, наивности, восприятию мира, – пожимает плечами Олег, режиссер «Параллельного мира». – У них, так же как у малышей, быстро  меняется настроение. Удивительным образом чувствуют друг друга. – Каждая репетиция начинается с объятий, – подхватывает Лариса, художественный руководитель театра. – И никого нельзя обойти вниманием – обидится ребенок, замкнется… Каждого нужно похвалить, утешить, если нужно. Вот Женя сам всегда спрашивает: «Я молодец?» А если вдруг замечание делаю – мягко, просто говорю, что  тут надо немножко иначе сыграть, у него паника начинается: «Ой, ой, ой, все пропало!»  Им надо непременно чувствовать, что их любят, иначе вообще ничего не получится. У Ларисы и Олега, артистов Омского театра юного зрителя с 25-летним стажем работы, тоже поначалу была паника. Изначально  идея создать театр, в котором должны играть «солнечные дети», принадлежала чиновнице, основавшей фонд «Добрый мир».  Результат ей требовался быстро – через два месяца спектакль должен был быть готов. – Даже информации о синдроме Дауна в 2012 году еще было немного, хотя мы перелопатили весь Интернет, – говорит Лариса. – О подобных театрах и того меньше. А мы ведь не педагоги, не воспитатели, мы актеры!  Но я подумала о родителях этих ребятишек. Наш сын тоже долго был на инвалидности, хотя с другим заболеванием, но я понимала, как тяжело мамам, они посвящают себя ребенку,  оставляют работу, а ведь идти-то им некуда, их мир практически ограничен домом и больницей. Синдром Дауна  не болезнь, а генетическое отклонение,  но обычно у детей  с синдромом множество сопутствующих недугов:  проблемы с сердцем, аутизм. – Папы, как правило, уходят из семьи после рождения такого ребенка, – вздыхает Олег. – Пугаются трудностей, но, главное, страдает мужская гордость: не того родили. Олег и Лариса и сами люди нестандартные.  Не захотели останавливаться на спектаклях пластических, «бессловесных». Вдохновил их  Московский драматический театр простодушных Игоря Неупокоева.- Но у него актеры только старше 14,  – объясняет Лариса. – И он сам находится с ними на площадке. А наши дети работают без «дирижера»: я подсказываю из-за кулис, Олег сидит «на музыке». Когда актеры знают, что делать, мы им уже не нужны. Учите китайский!Чичко занимаются с ребятами  два раза в неделю по три часа: занятия по пластике, технике речи. Репетиция  давно перестала быть «дрессировкой». – Очень угнетало поначалу, что  они  делали все, как нужно,  – говорит Олег. – Старательно, четко, но без искры, без импровизации. Когда случился перелом, когда наши мальчики и девочки поняли правила игры, начали по-хорошему хулиганить на сцене. Теперь мы  говорим на одном языке. Объясняю, например, как надо сделать клоуну искусственное дыхание, и 12-летний Женька тут же хлопает в ладоши: «О, классно, а давайте я ботинок в руки возьму?» 14-летний Коля, на котором теперь держится половина репертуара,  первые полгода во время репетиций сидел под столом. Олег и Лариса не пытались втянуть его в игру. У них  другой, свой метод: они ждут. –  Коля, как выяснилось, здорово умеет крутиться на диске здоровья, не теряя равновесия.  Мы сделали такой номер: он  три минуты вращается под музыку, импровизируя – замедляясь, ускоряясь, делая движения руками. Пошло на ура! Ребенку нужно понять, что происходит, поверить, что на сцене – добрый мир. Никита, например, позанимался речью, а репетицию  просто просмотрел. Зато пришел на следующее же занятие, и выяснилось, что  выучил уже все реплики: и за себя, и за других! Иногда  на сцену вместо сына или дочери для начала выходит мама. Она сыграла, и ребенок, наблюдая за ней, «идет» вслед.  Без родителей нам никак не обойтись.  – Удивительно, как ребята  делают номера на ПФД, – восхищается Лариса. – Упражнения на память физических действий в театральном училище всегда самые сложные, требуют больше всего времени на отработку. Люди годами учатся поднимать и опускать несуществующую кружку. А у Женьки, например, все четко. Абсолютная достоверность!  Три года понадобилось, чтобы  вытащить из своего кокона 14-летнюю Арину. Она выходила вместе со всеми на сцену и стояла, не двигаясь, не замечая, что происходит вокруг.  – Мы подобрали ей роль Змеи подколодной, – смеется Лариса. – И ей понравилось, что она такая хитрая, коварная, умная… Вошла в образ. Но на Международном брестском фестивале «Непротоптанный путь» встала в ступор.  Физические  зажимы – это ведь внешние проявления внутренних проблем. И сказать-то надо всего три слова, а не может. Я из-за кулис шепчу Саше, он ближе стоял: «Говори за мной!» И 12-летний  Саша с  диагнозом парез гортани медленно, но верно произнес: «Уходи отсюда, колючка». Это такое счастье, когда дети, которые до сих пор молчали, вдруг начинают говорить!Все клоуныИдеи постановок рождаются в голове Олега. Лариса занимается с ребятами постановкой речи и тоже изобретает. Берет в руки свистульку – крокодильчика с пенопластовыми глазами: – Вдыхаем носом, выдыхаем ртом. Видите, если сильно дунуть, глазки улетят. Смысл в том, чтобы выдыхать медленно, плавно. Внимание переключается на игрушку, и зажатость снимается. Этого крокодильчика  я в магазине увидела, и в голове щелкнуло. Есть еще в арсенале мячики, мыльные пузыри…  На прошлую репетицию  бабушка  8-летнего Андрюшки  ворвалась с криком: «Заговорил!» Как выяснилось, мальчик сказал  целую фразу из будущей премьеры: «Учите китайский!» Причем не из своей роли, как заметили  руководители театра, когда детям нравится действо, они играют дома за всех героев. Олег и Лариса, поставив несколько небольших спектаклей, решили замахнуться на серьезную драматургию. Пока еще не на Шекспира, но на Георгия Селегея и Максима Туханина, новосибирских авторов, написавших пьесу «Мастерская глупостей».- Я ребятам объяснил: здесь нет положительных героев, все дураки! – шутит Олег. – Они так удивились, привыкли, видимо, что дураками считают их… Для того чтобы подогнать пьесу под «Параллельный мир», Олег и Лариса сильно сократили текст, испросив разрешение у авторов, знакомых еще по Новосибирскому театральному училищу.  Рассчитанную на два часа постановку урезали до 40 минут – пока больше дети играть не могут, устают, как они выяснили опытным путем. Хотя считают, что со временем будут возможны и более длинные спектакли, во всем нужна тренировка.  – Бывает, что мамы и папы приводят ребенка: «Занимайтесь, вы обязаны!» – качает головой Олег. – А потом потихоньку втягиваются, понимают, что сделать что-то можно только вместе. У родителей, конечно, большая нагрузка. Репетировать дома нужно обязательно, мы просто не можем отработать каждый жест. Олег и Лариса, оказавшиеся неспособными «выдавать» продукт четко по графику, как требовалось для отчета, уже через год ушли из фонда «Добрый мир». В никуда. Из ТЮЗа, где  репетировали прежде, после смены руководства студию тоже попросили, хотя коллеги-актеры помогают и сейчас – так же бесплатно, как работают Чичко. Некоторое время занимались в Доме культуры «Железнодорожник», где их приняли хорошо. Но не все актеры смогли ездить на окраину города.  – Хотя и платили нам зарплату, но  не совпали наши идеи с чиновничьими, – будто извиняются Чичко. –  Но и бросить нельзя – ждут ведь и дети, и родители. Они уже знают, что такое изоляция, одиночество, мы не можем снова отправить их туда. Танечка Пригон в Бресте получила Гран-при фестиваля – читала «Молитву» Экзюпери. А ведь до этого 10 лет после школы дома сидела, вышивала! Может быть, сможем какой-нибудь грант выиграть. Правда, не умеем мы этого. Но добрых людей много! Недавно нас взял к себе театр кукол «Арлекин», уже несколько репетиций провели. Это совсем другое дело – запах кулис, грима,  атмосфера театра. И наши чуткие дети это почувствовали: «Мы  настоящие артисты!» Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте