search
main
0

Давайте говорить друг другу комплименты

Зажигает только тот, кто сам горит

«Если бы меня спросили, хочу я еще раз поучаствовать в конкурсе, я бы сказала «да», – говорит победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018 Волгоградской области Елена ВЛАСОВА.

Учитель всегда стремится защитить своих детей

 

1997 год для российского учительства был одним из самых сложных: зарплату задерживали, педагоги массово выходили на акции протеста, некоторые даже объявляли голодовку. Но именно в этом году Елена Власова окончила гимназию №11 города Волгограда, причем с золотой медалью, и твердо решила поступать в педагогический. Говорит, что на тот момент ее совершенно не интересовало, была ли эта профессия популярна и как хорошо оплачивалась. Достаточно было того, что популярной и уважаемой профессия учителя считалась в ее семье. Родители учителями не стали, но в свое время тоже подумывали о выборе педагогического пути, но не сложилось. Зато Елена хорошо помнит, как сама с детства любила возиться с детьми и организовывать для них что-то интересное. А во втором-третьем классах она увлеченно играла со своей бабушкой в школу, причем сама была учительницей, а бабушка – ученицей. Школа нравилась еще и потому, что перед глазами был пример тети Татьяны Ивановны Суязовой, которая работала педагогом начальных классов.
– Я наблюдала, как она работала с детьми, – рассказывает Елена Сергеевна. – Сама я часто проводила свободное время в школе. Мне очень нравилось, эта работа казалась мне какой-то волшебной, даже временами загадочной, и мне хотелось быть похожей на мою тетю. Я была у нее на переменах, видела, как она готовится к урокам, все мне казалось очень интересным. А еще я всегда понимала, что учитель – очень полезная для общества профессия, и я сама хотела делать что-то нужное и полезное для людей.

О конкурсе, и не только
Сегодня она победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018 Волгоградской области, учитель английского языка и технологии гимназии №3 города Волгограда и классный руководитель 6‑го «А» класса. С классом знакома давно: со второго работает с ними как преподаватель английского, а классное руководство – с пятого. В гимназии иностранным языкам уделяют повышенное внимание: именно с пятого класса ребята начинают изучать два иностранных языка – английский пять часов в неделю и второй по выбору – французский или немецкий по два часа в неделю. Еще у детей есть возможность дополнительно и по желанию изучать китайский язык. В старших классах добавляется профиль – углубленное изучение физики, химии и биологии. Елена Сергеевна кроме своих предметов ведет элективные курсы по английскому языку, но в конкурсный год брала паузу – конкурс потребовал очень много сил.
Педагог признается, что ни минуты не сомневалась, когда ей предложили поучаствовать в региональном этапе «Учителя года». Во-первых, был интересен новый опыт, и Елена Сергеевна, как сама говорит, с открытым сердцем шла на все испытания, готовилась очень тщательно, старалась все сделать по максимуму и научиться как можно большему. А во-вторых, она сама стремилась поделиться своими знаниями, которые приобрела за время работы и накануне конкурса на курсах, организованных Волгоградской академией последипломного образования. Она вела урок, давала мастер-класс, участвовала в педагогическом совещании и везде старалась выступать интересно.
– В этом мне очень помогли мои коллеги, в первую очередь педагоги нашей гимназии. Я пользовалась их опытом, советами и за время конкурса буквально открыла для себя многих моих коллег. Поняла, что мне нравится работать в команде и что-то придумывать. В целом на меня этот конкурс произвел очень положительное впечатление, потому что я приобрела много полезных знаний, в том числе попыталась посмотреть на себя со стороны, понять, что я могу делать, а чему еще надо учиться и в чем совершенствоваться. Я теперь знаю, как мне нужно дальше работать и чего я хочу добиться. Но главное все равно остается: как работала от души, так и продолжаю работать в полную силу, стараюсь делать свои уроки интересными, чтобы дети шли ко мне с удовольствием.
На всероссийском этапе Елена Сергеевна воспользовалась своим научным опытом. Она окончила аспирантуру и провела научное исследование по мультимодальным текстам, в итоге полученные знания решила применить на уроке английского языка. Использовала работу с мультимодальными текстами, постаралась продемонстрировать, насколько они эффективны в работе. А на региональном этапе взяла хорошо известную технологию сотрудничества и приемы, которые работают в рамках этой технологии. Но при этом постаралась модифицировать данные приемы так, чтобы они были интересны современным школьникам, активно пользующимся различными гаджетами.

Технология и другие вопросы
Любопытная деталь: официально специальность Елены Власовой называется «учитель английского языка и технологии». Конечно, пропустить такое я не могла и почти сразу поинтересовалась, чем вызвано такое интересное совмещение и что ребята делают на ее уроках технологии – шьют, готовят или разрабатывают проекты? Оказалось, что это совсем не та технология, к которой все привыкли как к урокам труда. «Наша технология, – говорит Елена, – тоже связана с иностранным языком, имеется в виду технология работы с языком и преподавание именно технического языка».
Как призналась моя собеседница, при поступлении в педагогический вуз она все-таки думала о престиже будущей профессии, поэтому и выбрала иностранный. Это и красиво, и интересно, и популярно, и есть небольшая страховка на тот случай, если не получится работать в школе, – можно пойти переводчиком.
Действительно, по окончании университета она год работала переводчиком, потом в течение двух лет в Волгоградском техническом университете, но поняла, что хочет работать именно с детьми, чтобы видеть результат работы и быть полезной. В итоге с 2006 года перешла в школу и больше никуда не уходила.
Сегодня старшеклассники часто спрашивают свою учительницу, почему она выбрала именно эту профессию. Елена Сергеевна отвечает, что, когда в детстве начала играть в педагога, ей это так понравилось, что решила сделать это своей профессией. Говорит, что вообще-то современных ребят не удивляет, что ее поколение выбирало профессию учителя. Их удивляет, почему именно педагог иностранного языка, а не переводчик.
– Я объясняю, что мне нравится работать именно с детьми и что работа должна приносить удовольствие. Видимо, они сейчас тоже обдумывают свой дальнейший выбор профессии, в том числе и педагогическую деятельность. Могу сказать, что выпустила уже несколько поколений детей, которые пошли именно в педагогический университет и скоро будут моими коллегами. Я очень жду, что они придут именно к нам в гимназию. Надеюсь, что я их вдохновила, постаралась до них донести, как это интересно – работать с детьми и быть учителем.
– Каким, на ваш взгляд, должен быть учитель?
– Должен быть горящим. То есть должен гореть какой-то идеей, стремиться к тому, чтобы зажечь в своих детях желание присоединиться к этой идее. Учитель должен быть готов учиться, но не только у своих коллег, но и самообучаться, искать новые пути своего развития. Он должен быть готов к диалогу с коллегами, детьми и родителями, потому что эффективный образовательный процесс возможен только тогда, когда мы работаем все вместе.
– Какие сегодня родители?
– Разные, но мне повезло, у меня очень понимающие родители, всегда поддерживают все мои идеи и помогают в организации досуга детей и различных мероприятий, мы даже лекции проводим. Я бы сказала, понимающие родители и в то же время требовательные, в первую очередь к детям и потом к педагогам.
– А какие сегодня ученики?
– Творческие! Они придумывают много неожиданного, с ними интересно работать, потому что они вдохновляют нас на поиск новых решений. Бывают ответственными, когда мы просим их что-то сделать. Но, как любой ребенок, бывают озорными и веселыми. Самое главное – они отзывчивые на мои предложения и в каждом нашем общем деле.

Мама в школе и мама дома
Об учениках Елена Сергеевна размышляет не только как учитель, но и как родитель: ее дочь учится в пятом классе гимназии, и мама преподает в ее классе иностранный. Говорит, что это большая ответственность и для мамы-учительницы, и для дочери-ученицы. Девочка прекрасно понимает, что не может подвести маму, потому что, как любой другой ученик, она должна работать в классе, не сидеть, не бездельничать, а именно работать. Мама-учитель старается так организовать учебный процесс, чтобы все дети взаимодействовали друг с другом и никто не обращал внимания на то, что в классе с ними учительский ребенок. На уроке все равны.
Но себе Елена признается, что, наверное, она слишком требовательная мама. С дочери всегда спрашивает больше. Но, с другой стороны, когда все хорошо работают, то и похвалу получают все. Если что-то не получается, трудную тему сначала разбирают совместно, а потом помогают друг другу. И обязательно говорят друг другу комплименты. Какие именно? Обязательно на иностранном языке, потому что чаще других комплименты говорит учитель ученикам: что они молодцы и хорошо справляются с работой. «А вообще-то, – говорит Елена Сергеевна, – все зависит от конкретного ученика, я хвалю его именно за то, что у него хорошо получилось в данный момент. Если ребенок хорошо презентует информацию, значит, будет потрясающим ведущим. Кто-то умеет хорошо петь, значит, у него очень хороший слух». А как быть с ласковыми прозвищами? Учитель считает, что «ласточки» и «зайчики» уместнее дома, а в классе надо хвалить за успехи в предмете. Чересчур ласковые комплименты и прозвища могут помешать укреплению авторитета учителя.
Ее главное личное счастье – это уют и любовь в доме, вместе с дочкой они любят рукодельничать, готовить что-нибудь вкусное, украшать свой дом поделками, например расписать в зиму окна или смастерить новые игрушки на елку. Дочка учится играть на флейте, поэтому дома часто звучит музыка. А мама любит петь, и хотя специального образования нет, есть способности, слух и желание. Елена с удовольствием выступает в вокальном школьном ансамбле «Фреш». Не зря говорят, что учитель иностранного языка – это человек с хорошим музыкальным слухом. Елена Сергеевна это подтверждает, во всяком случае, может быть, не все обладают этой способностью, но в принципе, да, действительно, мелодика иностранного языка несколько отличается от нашего родного русского языка.
– Интонации в иностранном языке имеют огромное значение, и мы должны учить детей слышать и восходящий, и нисходящий тона.
Вот так мы снова перешли на разговор о школе, и я спросила Елену Сергеевну, что она считает самым трудным в профессии учителя.

– У меня нет страха перед тем, что нас ждет впереди, я готова учиться и всегда готова к новым внешним изменениям. Меня больше волнует то, насколько я могу помочь детям. Бывают ситуации, в которых моей компетенции может не хватить, например, с точки зрения психологии. И тогда я обращаюсь за помощью к психологу, и мы вместе взаимодействуем. Но пока, к счастью, очень сложных ситуаций не было. Надеюсь, все у моих учеников будет хорошо.
Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте