С каждым годом нас все больше! Готова вслед за котом Матроскиным воскликнуть: «Теперь я вдвойне счастливее стану, потому что у меня…» Нет, не 2 коровы. У меня более 100 друзей!
На конкурс поступило 228 материалов от 116 учителей, по номинациям они распределились так:
«Сценарии уроков» – 128 работ,
«Материалы к уроку» – 19 работ,
«Организация внеклассной работы по предмету» – 64 работы,
«Технологии и методики преподавания» – 10 работ,
«ИКТ в учебно-образовательном процессе» – 7 работ.
Иногда кажется, что мы вслед за алхимиками ищем философский камень, способный превратить обычные слова в завораживающе точную мелодию урока, который останется в памяти наших учеников.
Есть учителя, работы которых уже узнаю по стилю – не первый раз принимают участие в конкурсе, радуют находками. Это Рамзия Каримова (село Рощинский Республики Башкортостан), Ирина Сивцова (город Скопин Рязанской области), Татьяна Старкова (город Можга Удмуртской Республики), Ольга Трифонова (Самара), Валентина Шавкунова (поселок Кильмезь Удмуртской Республики), Светлана Ясинская (город Череповец).
До того как будут названы победители, хочется поделиться находками – удачными приемами, поворотами темы, интересными заданиями. Такая вот «золотая россыпь»:
– интересное задание – соотнести буквы кириллицы и фразеологизмы. Какой фразеологизм имеет значение «получить первоначальные сведения о чем-нибудь» и в своем составе содержит название, пожалуй, самой известной из букв кириллицы? (Изучить азы, начать с азов.) (Т.А. Бардина, город Балаково, Саратовская область);
– методика проведения коллективного письма. Ученики формулируют вопрос по предложенной учителем теме; записывают вопрос на конверте и в правом углу конверта рисуют свой символ, значок, инициалы; конверты передаются по кругу, каждый должен ответить, нарисовав на листе-ответе свой «штампик». Когда все письма, сделав круг, вернутся к своим хозяевам, начнется разбор корреспонденции (Н.Н. Галяутдинова, город Елабуга, Республика Татарстан);
– проект по русскому языку «Как мы говорим» – составление словаря местного говора, например: объярыщиваться – проясняется на небе; почайпить – попить чаю (И.В. Кашихина, Комсомольский район Ивановской области);
– учащиеся посещают «город, которого нет» – Причастие, знакомятся с животными, которые в террариуме города (змеи – «шипящие» суффиксы – ущ, ющ, вш, ш), архитектурой (строением зданий – Н/НН) (И.Н. Кривенко, Карасукский район Новосибирской области);
– запись диска «Любимые басни». В урочное время знакомимся с биографией баснописцев, программными произведениями. Затем каждый ученик получает задание выбрать понравившуюся басню, создать группу (можно привлечь маму, папу, сестру…), распределить роли, подготовить выразительное чтение, записать на диск (А.В.Супрунова, город Химки, Московская область).
Чтобы тебя услышали, надо лишь найти слова. «Давайте делать паузы в словах, произнося и умолкая снова, чтоб лучше отдавалось в головах значенье вышесказанного слова…»
До встречи, друзья! Новых вам слов и новых успехов!
Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка московского культурологического лицея №1310, лауреат конкурса «Учитель года России-2002», лауреат Премии Президента РФ
Лучшие работы по литературе в 2008 году
В номинации «Материалы к уроку»
Татьяна Васильева (Приднестровская Молдавская Республика, город Слободзея).
«Его любовь осталась с нами» – материал к уроку, посвященному Н.Н.Гончаровой. Стихотворения русских поэтов, репродукции картин, тексты произведений становятся материалом для размышления девятиклассников о судьбе мадонны – Натали. Свой выбор учитель обосновывает так: «Уроки, посвященные изучению биографии писателя или поэта, как правило, интересны для учащихся, но очень трудны для учителя. Ведь общеизвестно, что впечатление, сложившееся об авторе, всегда отражается на восприятии написанного им произведения. Необходимо быть предельно осторожными, чтобы не навязать ученикам ложную установку». Учитель предоставляет ученикам самим думать, размышлять о роли той, что навеки связана с именем поэта: «Как девочка, тонка, бледна, // Едва достигнув совершенства, //В день свадьбы знала ли она, //Что вышла замуж за бессмертье?».
В номинации «Сценарии уроков»
1) Светлана Карлова (Волчно-Бурлинская средняя школа, Алтайский край).
«Житийный жанр в древнерусской литературе («Житие Сергия Радонежского»)», 8-й класс. Тот редкий случай, когда информационные технологии используются не только ради того, чтобы заменить написанное на доске: есть гиперссылки, возможность познакомиться с широким кругом материала по теме.
2) Инна Панина (Завражская средняя школа, Костромская область).
«Один среди зеркал… в ограде отражений» (знакомство с жизнью и творчеством Андрея Тарковского). Учитель выбирает сложные темы, не боясь непонимания, идет к детям, чтобы рассказать и о страшном времени, и о его преломлении в душах художников и философов, широко использует краеведческий материал.
В номинации «Организация внеклассной работы по предмету»
1) Светлана Голякова (село Рощинский Республики Башкортостан).
Представлены разработки интеллектуальных игр по литературе «Крестики-нолики» для 5-го класса и «За семью печатями» по творчеству С.Т. Аксакова. Работы отличают интересные задания, соответствие формы и содержания, качественное представление работ.
2) Наталья Бородина («Пушкинская школа» города Новомосковска Тульской области).
Праздник-конкурс «Натали». Конкурсные номинации названы строками стихов, позволяют отразить многочисленные достоинства музы «первенствующего поэта русского»: «Кружится вальса вихорь шумный», «Кружевная душа» (Наталью Николаевну так называли близкие за умение шить), «И на бумагу для нее прекрасные стихи легли».
3) Софья Узбекова (Верхнемазинская средняя школа имени Д.Давыдова, село Верхняя Маза Ульяновской области).
Интерактивные музейные часы о Д.В.Давыдове:
1) «Гусар давно, всегда гусар».
2) «Я не поэт, я – партизан, казак».
3) «Страсть как хочется в Мазу, в наши благословенные степи…».
Подробное описание проекта, идеи создания школьного музея и описание интерактивных музейных часов. Софья Саидовна верно замечает: «Историческую память всех нас, взрослых и детей, заметно оживил проект «Имя Россия», так, может быть, имеет право на жизнь его дочерний проект «Имя школы». Предлагаем объединяться!»
Лучшие работы по русскому языку
Елена Замига, Валентина Пилат (Храбровская средняя школа, Калининградская область).
Представлены мониторинговые задания для учащихся 6-х и 7-х классов. Задача, которую ставят перед собой авторы, – определить уровень сформированности у учащихся навыка работы с текстом. Данный вид работы нацеливает детей на осознанное чтение и интерпретацию прочитанного текста, учит извлекать информацию и формулировать выводы на основе прочитанного, решать практические задачи по предложенным темам на основе прочитанного текста.
В номинации «Технологии и методики преподавания»
Елена Власова (средняя школа поселка Кусье-Александровский Пермского края).
Развитие памяти на уроках русского языка при работе с трудными (непроверяемыми) словами. Важность работы сложно переоценить: всем ученикам нужны разные виды памяти, важно умение грамотно писать. Есть алгоритм проведения тренировки слуховой памяти, зрительной памяти.
В номинации «ИКТ в образовательном процессе»
Марина Хуснутдинова (гимназия №2 города Гурьевска Калининградской области).
1) Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка». Урок развития речи в 5-м классе. Интересный материал о художнике, его участии в экспедиции челюскинцев; к уроку есть презентация.
2) Презентация «Правописание букв И – Ы после Ц» может быть использована как фрагмент урока русского языка в 5-м классе при изучении темы. Также отдельные фрагменты данной презентации можно использовать несколько уроков спустя, чтобы проверить степень усвоения темы, или на уроках в
6-8-х классах в качестве материала для повторения.
Зинаида Дузь (Сургутский профессиональный колледж, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра).
Официально-деловой стиль. Жанры официально-делового стиля.
Урок построен с целью обобщения и систематизации знаний о стилистических нормах и языковых средствах официально-делового стиля. Разноплановый материал для наблюдений: фрагмент рассказа «Чудик», доверенность, написанная К.И.Чуковским, позволяют развивать познавательную активность студентов, формировать основы речевой культуры.
Комментарии