Начальное и среднее профессиональное образование нуждается в более глубоком реформировании, чем общее и высшее образование. Для этого необходима подготовка квалифицированного работника на уровне мировой практики, ориентированного в смежных отраслях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В этих условиях вопрос о реструктуризации учреждений профессионального образования обретает особое значение. Так, к 2014 г. в силу демографических факторов число учащихся в Амурской области сократится на 48%. При таком развитии событий к этому времени численность учащихся начального и среднего профессионального образования может значительно уменьшиться.
На сегодняшний день в Приамурье 26 учреждений НПО, где обучаются 10399 учащихся, средним профессиональным образованием охвачены 12320 студентов. Понятно, что содержание этих учреждений обходится дорого. Обеспечение современным оборудованием, необходимым для серьезной профессиональной подготовки рабочей силы, – чрезвычайно трудная задача.
Опираясь на опыт некоторых регионов, Департамент образования Амурской области считает, что данные проблемы целесообразнее решать через преобразование ряда учебных заведений в ресурсные центры. Предполагается, что это будут центры по профессиональной подготовке, обслуживающие региональных заказчиков (как молодежь, так и взрослых) в приобретении умений и навыков в соответствии с изменениями на рынке труда.
Отсюда возникает необходимость интеграции начального и среднего профессионального образования. Рассматривается она с двух позиций: во-первых, это интеграция профессий для создания условий к переходу на поэтапную профессиональную подготовку – от рабочего до специалиста; во-вторых – интеграция, позволяющая провести реструктуризацию сети профессионально-образовательных учреждений всех уровней путем создания образовательных учреждений нового типа.
В первом случае все учреждения начального профессионального образования – поставщики наиболее способных выпускников в учреждения среднего профессионального образования. Это значительно повышает мотивацию становления и качество выпускаемого специалиста. Кроме того, в большинстве профессиональных училищ имеется хорошая материальная база, которую можно использовать техникумам при совместной профессиональной подготовке.
И такая практика уже есть, в г. Райчихинске ПУ №11 заключило договор о сотрудничестве с индустриальным техникумом, где предусматривается использование материальной базы училища. Благовещенское командное речное училище и Новосибирская государственная академия водного транспорта подписали договор о продолжении обучения выпускников училища в НГАВТ на бюджетной основе. ПУ №7 и железнодорожный техникум Тынды ведут сотрудничество в рамках социального партнерства.
Из 55 выпускников профессионального лицея №26 Благовещенска 15 человек рекомендованы для дальнейшего обучения в технологическом техникуме. В 2005 г. администрацией лицея была предложена программа для проведения элективных курсов учащимся 9-х классов в МОУ СОШ №№10,15 по профессиям «радиомеханик», «закройщик», «парикмахер». Училище сотрудничает и с интернатом №8 (для слабослышащих детей), обучая их профессиям «обувщик» и «парикмахер». Тем самым школа расширяет профильное обучение, а лицей активизирует профориентационную работу.
Еще одним примером является ПУ №1 Благовещенска, где из 77 выпускников 2005 г. по строительным профессиям 34 человека идут по целевому направлению в Амурский строительный колледж.
Все более вырисовывается взаимная заинтересованность учреждений начального и среднего профессионального обучения друг в друге. Из 52 профессий НПО по 32 профессиям студенты продолжают обучение в учреждениях среднего профессионального образования.
Однако настораживает то, что увеличивается количество учащихся, покинувших стены профессиональных учреждений, в 2003-2004 учебном году было отчислено 16% студентов от всего контингента обучающихся, в 2004-2005-м – 17%. Опираясь на эти данные, некоторые специалисты считают, что общепрофессиональные умения и навыки можно приобрести в общеобразовательной школе. Другие, отмечая дороговизну обучения в системе начального профессионального образования и его незавидную репутацию, предлагают его закрыть. А это может привести к уходу некоторых учащихся из системы образования вообще.
Поэтому сегодня процесс интеграции учреждений профессионального образования в Амурской области требует решения следующих приоритетных задач:
– интеграции учебных программ НПО и СПО в рамках смежных специальностей;
– разработки моделей взаимодействия педагогов НПО и СПО;
– оптимизации системы НПО (специализация каждого учреждения начального профессионального образования, укрупнение профессий, поиск новых специальностей, развитие производства за счет улучшения материальной помощи учреждениям, интеграция НПО с СПО и вузами);
– создания единого образовательного пространства в сфере профессионального обучения.
Проблемы интеграции начального и среднего профессионального образования тесно связаны и с развитием социального партнерства. На сегодняшний день учреждения начального профессионального образования Амурской области заключили договоры о социальном партнерстве с 340 предприятиями и определены отношения с 447 потенциальными партнерами. Значительная часть из них представляет малый бизнес и проходит процесс накопления финансовых и материальных ресурсов. Ждать от них масштабных финансовых вливаний в профессиональное образование нереально, поэтому надо признать, что заключение договоров о социальном партнерстве в основном носит скорее декоративный характер, так как взаимоотношения с большинством работодателей ограничивается трудоустройством выпускников.
Мы считаем, это партнерство будет активно развиваться лишь при условии, что предприятиям будет выгодно трудоустройство выпускников и организация производственной практики учащихся НПО и студентов СПО, будет организована стажировка преподавателей на реальных рабочих местах. Но это возможно лишь при условии предоставления государством налоговых льгот и льготного кредитования для предприятий, входящих в систему социального партнерства.
Сегодня процесс реструктуризации начального и среднего профессионального образования находится на начальном этапе, еще существует практика, когда профессиональные учреждения выпускают специалистов, которые не ориентированы на рынок труда. Изучив перспективы трудоустройства и социализации выпускников, Департамент образования Амурской области строит новую систему профессионального образования на основе их востребованности и конкурентоспособности.
Благовещенск, Амурская область
Комментарии