search
main
0

Давай поговорим!

Четыре шага к успеху в общении на английском

В настоящее время мир многообразен в своих проявлениях. Жизнь – это огромный поток информации, постоянно сменя­ющиеся события, вечная нехватка времени. Однако общение людей – тот мостик, который помогает людям расслабиться, встретиться с друзьями, обменяться событиями, происходящими в жизни, поделиться радостью или грустью.

Интернет не только способствует развитию общения со сверстниками и представителями родного языка, но также позволяет найти друзей в любом уголке Земли. Поддерживать общение в современном мире – острая необходимость. Насколько четко мы выражаем свои мысли, чтобы достичь желаемого эффекта от нашего высказывания, настолько мы чувствуем себя комфортнее. Не секрет, что речь на иностранном языке вызывает затруднения разного плана, начиная от элементарной стеснительности и заканчивая психологической боязнью ошибиться (так называемый языковой барьер).

Коммуникативный и практико-ориентированный подходы в обучении иностранным языкам позволяют создавать реальные ситуации общения, где обуча­ющийся имеет возможность почувствовать себя «в моменте», то есть четко осознавать необходимость в выражении своей мысли, точки зрения, аргумента на иностранном языке. Успешный репродуктивный уровень обучения достигается в том случае, когда обучающийся может свободно поддержать беседу в рамках ситуации общения, пошутить, оценить высказывание другого собеседника или оппонентов.

Для достижения таких результатов необходимо грамотно использовать методические приемы формирования навыков продуктивной устной речи.

Преподавателям важно понимать, что существуют различные виды устной деятельности в обучении иностранному языку, а также различные цели деятельности. Таким образом, цель руководимой практической деятельности заключается в повышении точности речи, в то время как цель коммуникативной деятельности – в улучшении беглости.

В своей практике преподавания я для себя определила четыре шага, которые использую как модель для формирования навыков разговорной речи.

Шаг 1

Позволить обучающимся подготовиться к предстоящим задачам с эффективной разминкой. Десять минут в начале урока работают очень хорошо, особенно на высоких уровнях.

Я также создаю условную деятельность, связанную с темой урока. Например, если урок направлен на получение вакантного места (работы), объединяю учеников, чтобы обсудить три вопроса в течение десяти минут:

1) Is getting a job so difficult now a days? Why/not? – Так ли трудно получить работу в настоящее время? Почему бы и нет?

2) How do you feel about your future career? Why? – Как вы относитесь к вашей будущей карьере? Почему?

3) What will your future job be like? Please explain. – Какой будет ваша будущая работа? Пожалуйста, объясните.

Такие открытые вопросы, которые не требуют большого количества технических знаний или лексики, доказывают (относительно) простоту разговора. Они обеспечивают легкий вход в тему дня. Рейтинговые мероприятия также поощряют разговор, как и мозговой штурм.

Взгляните на следующее:

Rank it! В парах, ранжировать следующие пять проблем, стоящих перед нашим миром сегодня. Обязательно обсудите и поддержите свои причины.

Brainstorm: слова и идеи по принципу мозгового штурма, связанные с выбором карьеры с партнером. Представьте и сравните ваши ответы с другой парой студентов.

Шаг 2

Далее представьте тему для обсуждения, целевую грамматику или любую лексику, выбранную для урока. Разминка должна послужить трамплином в тему. Например, написать на доске любые синонимы к ключевым словам урока, используемым ребятами, а затем ввести целевую лексику. Или, если вы сосредоточитесь на грамматике, напишите несколько предложений из разминки, которые выделят целевую структуру. Грамматика или лексика также становятся более запоминающимися из-за ссылки на первоначальные разговоры.

Шаг 3

После презентации ученикам необходимо практиковать новый материал. Отработка направлена на достижение автоматизма даже на более высоких уровнях владения языком. Я включаю несколько таких упражнений для практической цели.

Хоровые тренировки

Студенты слушают диктора/учителя, а затем повторяют ключевые словарные слова для произношения. Далее я диктую всем предложения, чтобы посмотреть, как слова могут быть использованы в контексте. Класс слушает, затем повторяет вместе, чтобы проверить ответы.

Подстановочные/трансформационные упражнения

Учитель читает вслух предложение с синонимом ключевого словарного слова. Класс в целом, группами или парами представляет правильный словарный запас из сегодняшнего списка. Если бы в центре внимания была грамматика, то вслух произносится простое предложение, затем трансформируется с учетом грамматического материала урока.

Интерактивные занятия

Возвращаясь к теме примера о получении или выборе работы, обучающиеся опрашивают трех человек о двух самых страшных проблемах, стоящих сегодня перед миром. Они используют целевой язык (активную лексику урока), который слушают их партнеры. Все ответы должны быть записаны в краткие заметки для последующего обсуждения.

Шаг 4

Всегда необходимо работать в направлении реального использования языка. Первая часть урока сосредоточена на точном воспроизведении языка, что позволяет лучше практиковать навыки свободного владения языком. Упражнения в конце урока позволяют учащимся связать материал урока с ранее изученной лексикой, грамматикой и любыми другими языковыми единицами, тем самым позволяя самостоятельно выбрать, какие важные элементы им нужны для успешной беседы.

Есть некоторые проблемы, с которыми учащиеся могут столкнуться, когда им довольно сложно представить себе реальную ситуацию, которую они должны обсуждать. Иногда это происходит из-за отсутствия опыта или нежелания говорить. В таком случае ребятам можно предложить посмотреть фрагмент из фильма или сериала, послушать отрывок песни, тематически, лексически и грамматически связанные с целью и задачами урока.

Несомненно, одобрение и похвала важны и обязательны на каждом этапе обучения. Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса! Вода, попавшая на растрескавшуюся почву, действует так же, как и доброе учительское слово на ребенка, который нуждается в его поддержке и внимании.

Главная функция похвалы – передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика. А ведь каждый школьник нуждается в положительной оценке и одобрении своей деятельности и достижений. Только так можно убедить ребенка учиться, и учиться с удовольствием. Задача учителя – постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих воспитанников. Тем самым повышается самооценка обучающегося, появляется стремление стать лучше, успешнее и продуктивнее. А не это ли является одним из ключевых критериев успеха педагога в его профессиональной деятельности?!

Олеся ПРОЦЮК, учитель английского языка школы №1018

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте