search
main
-1

Давай играть! Роль игры в воспитании ребенка

Процесс воспитания детей тесно связан с игрой. Начиная с самого рождения родители активно включаются в игру с малышам: ку-ку, ладушки, потягушки. Маленькие дети с помощью игры открывают мир. Взрослые должны быть внимательными к их игре, поддерживать старания, развивая тем самым будущую самостоятельность.

Фото: pixabay

С помощью игры родители могут научить ребенка вырезать, одеваться, заправлять кровать, привить чувства сотрудничества, справедливости, уважение к правилам. Безусловно, если сами родители обладают этими навыками и принципами и способны искренне увлечься процессом игры.

Во время игровой деятельности дети 3 ̶ 4 лет активно знакомятся с миром, познают себя и учатся строить взаимоотношения со сверстниками. Атмосфера, возникающая в процессе игры, формирует доверие среди ее участников. Родители воспринимаются как равные. У взрослых появляется возможность откровенно поговорить с ребенком, затронуть волнующие темы.

Для детей 5 ̶ 6 лет игра становится терапией. Именно в ней они могут восполнить свои силы, почувствовать себя победителем, прожить эмоции. Здесь взрослым уже необязательно принимать активное участие, важно обсуждать интересы детей и делиться своими.

Играя с ребенком, нужно учитывать несколько важных моментов:

  1. Не следует упрекать ребенка за ошибки, ведь вся атмосфера улетучится, когда вы вернетесь в реальность;
  2. Не поддавайтесь ребенку, дети чувствуют обман. Такой выигрыш может унизить их;
  3. Маленьким детям больше подходят игры, где все участники заняты одним делом. Более взрослым детям нравится соревновательность. 
Фото: pixabay.com

Какими должны быть детские игрушки

Игрушка  ̶  важный элемент игры. У совсем маленьких детей игрушки должны быть реалистичными. Такими как на картинках в книжках. В этом возрасте дети начинают познавать мир, поэтому нужно давать им правильные ориентиры.

К концу дошкольного возраста у детей развивается фантазия, поэтому игрушки могут не быть такими детализированными. Игрушкой может стать любой предмет. В детском воображении палка становится то веслом, то ружьем, то ложкой.

В 7 лет появляется интерес сравнивать, искать, анализировать. Детям нравится коллекционировать карточки или наклейки. Также в этом возрасте возникает тяга к конструированию, дети могут самостоятельно собирать конструкторы по схеме.

В современных магазинах игрушек представлен огромный ассортимент товаров. Родители отдают предпочтение покупке развивающих игр. Аргументируя свой выбор тем, что во время игры дети могли не только получать радость, но и развиваться. Вот только, чтобы развиваться детям не нужны особые игрушки, им достаточно предметов, которые окружают их дома или на улице (ложки, чашки, прищепки, желуди, камешки и т.п.). Исследуя их, изучая способы взаимодействия с ними, у детей постепенно формируется абстрактное мышление. При этом взрослым важно учить детей объяснять, во что они играют, рассказывать о правилах, стратегии игры. Такой диалог позволит устанавливать причинно-следственные связи, учиться выражать мысли.

Дети должны уметь играть самостоятельно, так они учатся не бояться неизвестного, переживать трудности и справляться с неудачами. В играх наедине с самим собой они могут проявлять интимные эмоции, агрессию, тревогу. Например, играя, дети наказывают мягкую игрушку, чокаются бокалами или организовывают романтический вечер для кукол со всеми подробностями. Родителям не следует бурно реагировать, для начала нужно понять, для чего ребенку нужна эта игра. Повтор данных действий может говорить о том, он старается осмыслить какую-то ситуацию, которая его волнует.

Фото: duma.gov.ru

Как правильно играть с ребенком

Если вы не любите играть и чувствуете вину перед ребенком, не следует заставлять себя. Дети хорошо чувствуют настроение родителей, и отсутствие искреннего удовольствия может повлиять на их интерес к игре. При таких обстоятельствах лучше всего пригласить в гости друзей ребенка или сводить его в специальную игровую комнату, где с ним поиграют профессионалы. Также можно косвенно принимать участие в игровой деятельности детей, например, помочь создать новый наряд для куклы, пополнить коллекцию карточек или наклеек. Самое главное, не озвучивать такие высказывания: «Мне не нравится играть», «У меня нет времени на игры», «Игры только для детей». Важно демонстрировать поддержку и внимание к ребенку, проявлять посильное участие.

Предлагайте игры, соответствующие возрасту, психомоторному и эмоциональному развитию ребенка. Помните, что самое главное, чтобы ребенок испытывал удовольствие. Оградите ребенка дошкольного возраста от ситуаций, в которых он обязательно проиграет. Например, на семейном вечере лучше избегать игр, требующих знаний или предполагающих интеллектуальное соревнование, так как старшие дети имеют преимущество и могут негативно повлиять на самооценку младших. Организовывайте игры на свежем воздухе, творческие занятия, моделирование из конструктора. Меняя виды деятельности, можно развивать компетентность ребенка на разных уровнях и открывать для него разные миры.

Уважайте отказ ребенка играть, не давите слишком сильно. Для успешной игры важно удовольствие всех ее участников. Удовольствие для него (и для вас) – главный критерий при выборе занятий. Время от времени предлагайте поиграть в то, что вам самим доставляет удовольствие.

Смирнова Елена Николаевна, г. Москва, ГБОУ Школа № 2070 ОП «Улыбка», воспитатель
 

Оценить:
Комментарии

Читайте также
Реклама на сайте