search
main
0

Давай дружиться. 5-й класс. Тема «Общение и уважение»

Класс делится на группы. 1. Беседа Учитель: Как вы думаете, что имел в виду поэт Расул Гамзатов, когда писал такие строчки: Он мудрецом не слыл, Он храбрецом не слыл, Но поклонись ему: Он человеком был. Что значит быть человеком по отношению к другим людям? Учитель: Должны ли существовать правила общения между людьми? Ответы ребят.

Эти правила, конечно, существуют, и называются они простыми нормами нравственности. Простые нормы нравственности возникают постоянно, действуют в силу жизненной необходимости, потому что множество людей с разными взглядами, вкусами, настроениями, мыслями, знакомые и незнакомые, старые и молодые, вступают в контакты между собой. Простыми они называются не только за свою простоту и всем понятную необходимость, но и за то, что с верности этим нормам начинается становление нравственной жизни человека. Эти нормы считаются общечеловеческими ценностями. И вот сегодня мы будем говорить о том, как мы общаемся друг с другом.

А с чего начинается наше общение?

Правильно, с приветствия. У разных народов разные приветствия.

Европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся носами.

2. Приветствие (ребята в группах приветствуют друг друга: одни по-европейски, другие по-японски, третьи по-африкански)

3. Разминка: упражнение «Дыхание»

Учитель: Устройтесь удобно на стуле, расслабьтесь и закройте глаза. Постарайтесь отключить внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своем дыхании. При этом не стоит специально управлять дыханием, не нужно нарушать его естественный ритм.

4. Информационный блок

Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в словарь Даля, то узнаем, что слово «общаться» означает «быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия». Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (я тебе – свое «я», а ты мне – свое «я»).

Вопросы для обсуждения:

– Всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным?

– Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?

Учитель: «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения», – сказал Антуан де Сент-Экзюпери. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту фразу?

Говорил ли вам кто-нибудь слова «я не хочу с тобой общаться»? Были ли эти слова справедливы? Как вы на них реагировали?

Общение – это своего рода понимание другого человека. Нужно создать условия, чтобы собеседник мог высказаться, необходимо внимательно выслушать его, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами.

5. Игра «Расшифруй слово»

Учитель: Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

Ребята «расшифровывают» слово. Один из вариантов:

О – объединение, открытость;

Б – близость, безопасность;

Щ – щедрость;

Е – единение;

Н – необходимость;

И – искренность, истина;

Е – единомыслие.

6. Вербальные и невербальные средства коммуникации

Учитель: Различают вербальные и невербальные средства коммуникации. Вербальное общение – это слова; невербальное общение – выражение лица, поза тела, жесты, походка.

При вербальном общении важна интонация. Интонация – тон и манера произношения слова, выражающие отношение говорящего к тому, что он произносит.

Задания группам: 1. Произнести слово «друг» с интонацией, выражающей следующие чувства: удивление, восторг, сожаление, радость, горе, удовольствие, злоба, безразличие, высокомерие, отвращение.

2. С помощью жестов изобразить слова: требование, обещание, просьба, приказ, презрение, совет, радость, возмущение.

Учитель: Слово в общении играет огромную роль. Послушайте стихотворение о значении слова (читает ученик).

В.Солоухин «Слово о словах».

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши,

Оно бывает то сурово, то рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

то медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить и радость

людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить и камень

в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит, пусть ненароком,

пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить того,

кто слушает тебя.

Будь слову своему хозяин.

7. Физпауза «Ива на ветру» (под музыку)

Учитель: Закройте глаза и вообразите теплую летнюю ночь. Поют сверчки, легкий ветер раскачивает ветки дерева. Давайте мы с вами легкими движениями рук будем изображать ласковые прикосновения ветра, слегка раскачивающего дерево.

8. Ситуации для обсуждения:

1) Одноклассник допустил ошибку на доске. Ты заметил и…

2) Ты нечаянно, но сильно толкнул одноклассника (-цу)…

3) Кто-то случайно наступил тебе на ногу. Тебе больно…

4) Тебя посадили за одну парту с тем, кто тебе не очень симпатичен…

5) Ты услышал, что кто-то тебя обидно обозвал…

9. «Шестое чувство»

Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человек знакомится с окружающим миром. А еще есть шестое чувство, помогающее устанавливать контакт с людьми. Оно, к сожалению, не дано нам от рождения, его надо в себе воспитывать.

Давайте послушаем два рассказа и попробуем определить, какую ошибку сделали герои и какого чувства им не хватает:

1. Ира пришла в гости к подруге Кате. В клетке сидела замечательная яркая птица – любимый Катин попугай.

«Ничего себе птичка. Симпатичная, – сказала Ира, – у меня такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень».

Катя загрустила и замолчала. Ира не смогла в этот день общаться с Катей.

Какую оплошность допустила Ира? Как бы вы вели себя на ее месте?

2. За пять минут до первого урока ученики сидели в классе. Даша пришла последней.

У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

– Почему у тебя глаза на мокром месте? – громко закричала Надя. – Что у тебя случилось? Расскажи! Кто тебя обидел?

– Ну, давай, давай, рассказывай! – подскочила к Даше Наташа.

– Что случилось? Почему у тебя слезы? – закричали все.

Даша разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.

В чем была ошибка Нади и Наташи? Что бы вы сделали на их месте.

Этим ребятам не хватало тактичности. Кто обладает чувством такта – шестым чувством, никогда не будет назойливым, не утомит того, с кем общается, не обидит, не пошутит некстати.

10. Что, по-вашему, является основным в общении?

Ответы детей.

Учитель: Правильно, уважение.

Уважение – это такое отношение к людям, при котором мы ценим человека, несмотря на его недостатки. Даже если человек не согласен с нашим мнением, это не повод для того, чтобы его не уважать.

Уважение влечет за собой доброе отношение к человеку. Воспитать в себе уважительное отношение к людям можно лишь в том случае, если мы научимся видеть в любом человеке прежде всего его положительные качества. Когда мы не уважаем человека, нас раздражают его манеры, одежда, поведение. Есть способы, которые позволяют человеку развивать в себе уважение к другому.

Первое – это терпимость. Терпимость к немощной старости, к материнскому беспокойству, к отцовской требовательности, к детской беспомощности.

Второе – это настройка на волну с человеком, который в ваших глазах не достоин уважения, и попытка посмотреть на окружающий мир его глазами.

Третье – размышление о том, как к нам относится человек, уважение к которому нам так тяжело проявить.

11. Информационный блок

Учитель: Проанализируйте, как вы общаетесь с людьми. Я предлагаю вам запомнить правила общения.

1) Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят, ко мне несправедливы, я забыл и т. д.).

2) Не снимайте с себя ответственности!

3) Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!

4) Будьте искренни!

5) Будьте мужественны!

6) Будьте справедливы!

7) Считайтесь с чужим мнением!

8) Не бойтесь говорить правду!

9) Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

10) Будьте естественны в общении!

11) Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес!

12) Анализируйте ваши отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!

Читает ученик:

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и тверд с врагами и друзьями.

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

(Р. Киплинг)

12. Домашнее задание

Составить правила общения для нашего класса.

Любовь КЛЕЙМЕНОВА,

учитель математики средней школы поселка Янталь Иркутская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте