Николай ЛОКОТЬКОВ – педагог с более чем 40-летним стажем. В 23 года после окончания художественно-графического факультета Курского педагогического института он приехал в небольшой город Старая Русса Новгородской области и 20 лет проработал заведующим художественным отделением местной школы искусств. В переломные 1990-е, когда люди старались держаться за любую работу, Николай Локотьков, напротив, ушел из государственного учреждения. Ему давно было тесно в рамках кем-то установленных норм и правил…
– Николай Михайлович, почему решили уйти из школы искусств?- К этому времени у меня накопилось много свежих и интересных идей, которые я не мог реализовать в ее стенах. В тот период уже можно было открывать частные студии и школы. Мне кажется, это был первый и последний опыт в Новгородской области, когда человек взялся выполнять государственные задачи эстетического воспитания и образования детей через частное предпринимательство. Мы с соратниками создали Творческую художественно-педагогическую мастерскую Николая Локотькова на принципе абсолютной самоокупаемости. Сейчас этой студии 17 с лишним лет. Она прекрасно существует и готовит очень хороших абитуриентов художественных отделений различных вузов страны. И при этом мы не только не получаем ни копейки от государства, но еще и платим ему налоги…- Что бы вы посоветовали тем, кто хотел бы пойти по подобному пути, но боится экономических трудностей?- Государственная школа представляет собой довольно громоздкий механизм, который действует в рамках жестких правил. Сверху устанавливается количество часов, число педагогов, в штате таких учреждений должны быть завхоз, сторож, несколько заместителей директора… Подобные расходы частной школе не нужны. Самое главное – сделать творение своих рук рентабельным и не стремиться при этом стать богатым. Я ставил перед собой задачу создать для себя и для людей, которые разделяют мои идеи, хорошее, приятное место работы с достойной зарплатой. И считаю, что это лучше, чем если бы мы ту же самую работу делали за маленькую зарплату, имея над собой тьму начальников и не получая возможности реализовать себя.Для создания такого учреждения, как наша студия, прежде всего необходим талантливый специалист, способный так построить свою работу и отношения с учениками и коллегами, чтобы им хотелось учиться и работать именно здесь. Удерживать долгие годы эту «пирамиду» можно только высококачественной работой и добрыми отношениями.В художественной студии я пригласил работать педагогов по истории музыки, истории танца, истории театра, сам стал преподавать теорию и практику изобразительного искусства. Обычно школы искусств представляют собой комплекс обособленных отделений, для которых общим являются только здание, вывеска и директор. Это, по моему убеждению, неправильно. Я уверен, что дети, которые учатся на музыкальном отделении, могут изучать историю изобразительного искусства, основы изобразительной грамоты, а учащиеся художественной школы – историю музыки или театра. Ведь здесь не требуются какие-то специфические умения или способности. Современный человек должен воспитываться более гармонично и разносторонне.- Аналогичный принцип интеграции искусств действует в вашем журнале «Введенская сторона» – проекте, поддержанном Александром Солженицыным…- Журнал об искусстве для молодежи «Введенская сторона» мы начали выпускать в 1998 году на личные средства и пожертвования друзей, при поддержке единомышленников. Один из экземпляров первого номера «Введенской стороны» увезла с собой в Москву приезжавшая в Старую Руссу Людмила Сараскина, известный литературовед и писатель. Журнал был передан в руки А.И.Солженицына. Вскоре мы с изумлением получили письмо от писателя, а также его рассказ «Колокол Углича» с автографом и предложением напечатать его в нашем журнале. Такое благословение нас, конечно, необычайно воодушевило. В 2001 году учредили автономную некоммерческую организацию «Старорусский центр интеллектуального развития «Введенская сторона». Это дало нам возможность подавать заявки на гранты, субсидии. И в 2007 году наш журнал получил грант Президента РФ в области культуры на создание интернет-версии «Введенской стороны». Журнал действительно построен на принципе интеграции искусств. Большинство рубрик посвящены изобразительному искусству. Но рядом с ними на равных соседствуют такие рубрики, как «Здравствуй, музыка», «Мы пишем прозу», «Поэтическая палитра». – В 2015 году был реализован ваш новый проект «Новгородская печатня».- Да, и это тоже проект педагогический. Он создан в тесном содружестве с Еленой Владимировной Жировой – директором новгородской арт-галереи «На Торгу».«Новгородская печатня» располагается в Великом Новгороде на территории исторического архитектурного комплекса в цокольном этаже памятника истории и культуры «Ряды торговые, 18 век». Здесь мы проводим по авторской программе мастер-классы для взрослых и детей по изучению печатной графики: линогравюры, офорта, монотипии, трафаретной печати, а также переплету и оформлению книги, ручному отливу бумаги.Уже состоялись два таких крупных мероприятия, как мастер-классы для новгородской детской художественной школы и юных художников из Сыктывкара. Мы предложили в традиционную программу летних пленэров для художественных школ ввести мастер-класс по печатной графике. Это редкая дисциплина в художественных школах. Она требует особой квалификации педагога, специального оборудования… Поэтому проект популярен. И он получил самую высокую оценку правительства Новгородской области. Недавно мы стали победителями конкурса грантов Департамента культуры и туризма Новгородской области.- Есть ли уже планы на ближайшее будущее?- Мы получили областную субсидию Департамента труда и социальной защиты населения Новгородской области для работы с детьми-инвалидами, расширения и совершенствования доступной среды. Планируем выпустить календарь «Я дарю тебе свой мир!». Проведем видеоконференцию, вебинар с детьми-инвалидами всей области. Объявим конкурс, в результате которого каждый участник сделает одну страничку своего месяца рождения для календаря: рисунком, коллажем или другим художественным способом расскажет о своем духовном мире…Я из тех людей, которые не могут вечно стоять за одним станком и делать одни и те же детали. Мы постоянно ищем новые идеи, новые проекты, в которые интересно вкладывать свои силы. Может быть, в этом кроется секрет успеха наших начинаний. Я счастлив, что время от времени нахожу новую сферу труда, которая меня вдохновляет, людей, которые разделяют мои планы и поддерживают в работе. Радуюсь, когда наш опыт кому-то становится интересен.Новгородская областьДосье «уг»Николай Михайлович Локотьков родился в 1951 году. Член Союза художников России. Участник межрегиональных, республиканских, всесоюзных, международных выставок. Работы Н.М.Локотькова были представлены на выставках в Мексике, Тунисе, Польше, Болгарии, Финляндии, Австрии, Норвегии, Германии, США, Эстонии, Швеции, Польше. Живописные и графические работы находятся в музеях России, в Национальном музее народной графики в Мехико, в частных коллекциях разных стран. В 2009 году Н.М.Локотьков награжден премией имени Д.С.Лихачева «За выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России» и Премией Правительства РФ в области СМИ «За вклад в сохранение и популяризацию культурного наследия страны, воспитание и просвещение молодежи».
Комментарии