search
main
0

Дары будущего. Для талантливых в Архангельской области нет преград

Очно-заочная школа одаренных детей (ШОД) существует при Дворце детского и юношеского творчества в Архангельске уже 17 лет. С момента основания школы руководит ею Нина Николаевна Мырцева. Кроме того, она автор уникального проекта «Мой шаг в будущее», разработанного в школе пять лет назад. О том, как проект меняет жизнь его участников и всех учащихся школы, какой по-настоящему интересной и насыщенной она становится, «Учительской газете» рассказала сама Нина МЫРЦЕВА.

Лучшее от лучшихКогда-то наше объединение называлось очно-заочной школой дополнительного образования. Сегодня я бы назвала ее школой для мотивированных старшеклассников. Дело в том, что на заре своего существования мы приглашали на занятия ребят из старших классов нашей области, которые добивались успехов на предметных олимпиадах, участвовали в научно-практических конференциях. Со временем круг наших задач расширился. Сейчас мы стараемся помочь в первую очередь сельским ребятам, потому что у них зачастую нет возможности получить дополнительную информацию и подготовиться к поступлению в вуз. Если в 1996 году при первом наборе в нашу школу было зачислено всего 27 человек, то сейчас на каждую сессию приезжают более 200 старшеклассников из 23 муниципальных образований Архангельской области. В школу одаренных детей могут поступить не только отличники, победители олимпиад, но и ученики, проявившие незаурядные способности в каком-либо направлении, даже если они имеют удовлетворительные оценки по некоторым предметам.Что касается проекта «Мой шаг в будущее», то он направлен прежде всего на профессиональное самоопределение учащихся. Его цель состоит в том, чтобы старшеклассники планировали свою дальнейшую жизнь после окончания средней школы, принимали осознанное решение в отношении продолжения образования.В рамках проекта действуют три направления. Первое направление – встречи с представителями профессиональной элиты и известными людьми Архангельской области. Со старшеклассниками общаются общественные политические деятели, литераторы, музыканты, врачи, ученые и др. Так, на вопросы учеников школы уже отвечали министр образования и науки Архангельской области Илья Иванкин, председатель Архангельского областного Собрания депутатов Виталий Фортыгин, ректор Северного (Арктического) федерального университета Елена Кудряшова, министр по делам молодежи и спорту Елена Доценко, лауреат международных конкурсов джазовый гитарист Тимофей Дорофеев. А совсем недавно в школе прошла встреча с известными журналистами Архангельской области. Такие мероприятия помогают учащимся лучше узнать о разных профессиях, найти жизненные ориентиры на примере успешных в своем деле людей.Дорогой впечатлений и знанийВторое направление проекта – «Образование XX века» подразумевает знакомство с образовательными возможностями лучших государственных вузов России. Учащиеся школы участвуют в выездных сессиях в высших учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга, посещают лекции по актуальным проблемам современной науки, индивидуальные консультации преподавателей, психологические тренинги по профессиональному самоопределению. В нынешнем учебном году, например, 20 старшеклассников из школ Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Мирного, Онеги, Коноши, Авнюгской школы Верхнетоемского района, Светлозерской и Брин-Наволоцкой школ Холмогорского района отправились в Москву. Ребята побывали на геологическом, историческом, юридическом, философском факультетах МГУ им. М.В.Ломоносова. На физическом факультете МГУ они посетили кафедру ядерной физики и лаборатории с новейшим оборудованием, а также музей Научно-исследовательского института ядерной физики.Архангельские школьники также побывали и в МГИМО – причем не только ознакомились с институтами и факультетами этого вуза, но и успешно прошли здесь тестирование на английском языке. Третий вуз, который посетили архангелогородцы во время этой поездки, – НИУ «Высшая школа экономики». Здесь ребята ознакомились с факультетом прикладной политологии, факультетом психологии, побеседовали с ответственным секретарем приемной комиссии вуза.Еще одна незабываемая встреча в этой поездке в Москву состоялась с депутатами Государственной Думы РФ. Старшеклассники имели возможность пообщаться с лидером фракции КПРФ Геннадием Зюгановым, депутатами от Архангельской области и Республики Коми. Общение за круглым столом с представителями законодательной власти страны позволило обсудить различные вопросы, касающиеся молодежной политики, закона об образовании, ЕГЭ, ЖКХ, внешнеполитических процессов.Третье направление проекта «Мой шаг в будущее» – заседания «ПРОФИ-клуба». На них приглашаются представители какой-либо профессии, студенты, получающие по данной профессии образование в вузе, и школьники, которые об этой профессии еще только мечтают.Воспитать новую сменуШкола одаренных детей не останавливается в своем развитии. Сейчас мы выходим на новый уровень. У нас пишутся авторские программы дополнительного образования – уже готовы 3 программы из 11. Появилось такое направление, как психологическое сопровождение одаренных детей. Оно подразумевает не только тренинговую работу, но и диагностику. Кадровый состав школы, сложившийся к настоящему времени, можно назвать золотым. Наши педагоги – учителя высшей квалификационной категории, а также представители крупных вузов Санкт-Петербурга, Москвы и Архангельска – кандидаты наук, многие в данный момент защищают докторские диссертации. Наш неофициальный девиз: «Одаренному ребенку – одаренного учителя!» Ряд педагогов работает у нас в школе с момента ее основания. Это учитель физики школы №22 Архангельска, победитель областного конкурса «Учитель года-1998» Александр Рай, преподаватель русского языка и литературы, кандидат педагогических наук Елена Корниенко, учитель биологии Университетской Ломоносовской гимназии Архангельска Екатерина Воронич.Сейчас учебные занятия в школе одаренных детей проводятся в форме лекций, семинаров, практикумов, конференций, круглых столов, конкурсов, игр. Трижды в год ребята из всех регионов области приезжают в Архангельск в каникулярное время на интенсивные предметные сессии. В период между сессиями они тоже трудятся: пишут проекты, эссе в зависимости от избранного учебного предмета. Кроме того, сейчас дополнительную информацию участники школы могут получить из недавно созданной электронной базы данных. Важное направление, которым мы планируем заниматься в школе, касается расширения форм работы с одаренными детьми-инвалидами. Скоро эта категория ребят сможет получать знания дистанционно.Выпускники архангельской школы одаренных детей оканчивают ведущие вузы страны с красными дипломами, строят научную карьеру, участвуют в международных проектах. Есть среди них и те, кто приходит работать в образовательные учреждения учителями. Одна из наших выпускниц, Ольга Игнатенко, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады по литературе, окончила МГУ и вернулась в школу одаренных детей Архангельской области преподавать основы филологии. А это значит, что у нашей школы есть молодое будущее.ЦифраЗа 17 лет дополнительное образование в школе одаренных детей получили более 1300 юношей и девушек.Досье «УГ»Нина Николаевна МЫРЦЕВА – почетный работник общего образования Российской Федерации, награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Счастливая мама, бабушка и свекровь. Ее педагогическое кредо: «Смысл жизни – дети. Чужих детей не бывает!» Увлекается бальными танцами и джазовой музыкой. Любит бывать на природе, путешествовать, создавать праздничную атмосферу и дарить подарки.ФактОчно-заочная школа одаренных детей Архангельской области имеет звание лауреата конкурса «Архангельское качество» за оказание услуг отличного качества, знак качества «Лучшее – детям» по национальной программе продвижения лучших российских товаров и услуг для детей; звание лауреата Всероссийского конкурса программы «100 лучших товаров России» за достижение высоких результатов в улучшении качества и безопасности отечественных товаров и услуг. Архангельск, фото из архива ШОД Архангельской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте