Как уже сообщалось в №9 «УГ» за 1 марта, во Владикавказе состоялся финал Второго Всероссийского конкурса «Воспитать человека». Из 41 региона РФ – от Санкт-Петербурга до Приморского края приехали в столицу Северной Осетии – Алании более 150 человек: организаторы, участники и сопровождающие их педагоги. Это был смотр настоящего мастерства лучших учителей страны.Слушая их выступления, когда они представляли себя во время самопрезентации, наблюдая за их общением с осетинскими учениками, с которыми раньше не были знакомы, видишь, как раскрывается их педагогический дар, как они талантливы. Они быстро овладевали детской аудиторией, почти с первой минуты ребята настраивались на их волну, и в итоге получался интересный и глубоко познавательный диалог.
Номинация «Воспитатель дошкольного учреждения» появилась впервые. И это логично. Человека воспитывают с самого раннего детства. Наталья Кайтанова из Костромы разработала целую систему работы с детьми. Для нее очень важно установить взаимопонимание с родителями, сделать их партнерами, своими союзниками и помощниками. Она изучает традиции каждой семьи, ее увлечения. Все это помогает затем разработать методы воспитания и развития для каждого ребенка. Одно из направлений в воспитании у Юлии Акимовой из Москвы – учить маленького человека уважать и ценить свою семью, поддерживать ее традиции.Юлия сама придумывает игры и помогает детям создавать игрушки. Это комплекты для организации игры. Потешки – так в старину называли игрушки: ваньки-встаньки и матрешки. Матрешки – воплощение образа семьи, образа материнства. Ванька-встанька – образ отцовства. Малыши укладывают ваньку-встаньку спать, укрывают его одеялом, поют ему колыбельную.Мнение экспертаЛюбовь КЛАРИНА, ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО:- Перед членами жюри стояла чрезвычайно сложная задача – выделить победителей среди лучших. Все конкурсные задания финалисты выполняли, демонстрируя прекрасные личностные качества и высочайший уровень профессионального мастерства.Детям, с которыми конкурсанты проводили занятия, понравилось все, например множество путешествий в пространстве и во времени (кстати, они хорошо усвоили эти понятия). Ребята охотно слушали их, с радостью отвечали на вопросы, вступали в дискуссии.Наталья Кайтанова из Костромской области (дипломант 2-й степени) и Светлана Носкова (дипломант 1-й степени) из Свердловской области воспитывают детей с особенностями в развитии. Они, используя свои методы, и прежде всего изобразительное искусство, помогают малышам преодолеть сложности в общении с окружающим миром.Затейники, фантазеры и лучшие друзья ребятишекВ начале 1990-х старшие вожатые исчезли из большинства школ. И это не замедлило сказаться на воспитании детей. Именно вожатые – главные затейники, выдумщики, фантазеры, истинные друзья ребятишек. Как много потеряли дети, учившиеся в школе в последнее десятилетие ХХ века! Теперь старшие вожатые возвращаются. Конкурс «Воспитать человека» еще два года назад показал, что есть у нас вожатые, которые помогают детям включиться в радостную, увлекательную жизнь, учиться быть полезным. Как и в 2008 году, на первом конкурсе, старшие вожатые выступили достойно. Для ребят особенно важно, каким делом после уроков они смогут заниматься. Оно должно быть значительным и необходимым для большого числа людей. Лидия Чепурова из Анапы так интересно, так зажигательно говорила о своей работе с детьми, что всем стало ясно: ее питомцам лучшего воспитателя не найти. Она придумала для них занятие, имеющее исключительную важность для всего Краснодарского края и для России. Подростки охраняют природу. Реализуют специальные программы «Сохраним Черное море», «Сохраним Лиманский залив». Когда сложилась особо опасная ситуация, они стали бить тревогу, дошли до самого президента, и в итоге залив был спасен.Сегодняшние воспитанники Лидии Александровны тоже помогают спасать Черное море и словом, и делом. Они бережно убирают пляжи и при этом проводят беседы с отдыхающими, исследовали дно Черного моря, спустившись туда с аквалангами. Следует заметить, что в ее отряде в основном трудные подростки. А здесь они превращаются в ответственных людей. Видимо, поэтому в Анапе в последние годы исчезли серьезные правонарушения среди молодежи.Татьяна Коптева из Майкопа считает, что ребенка нужно принимать таким, каким его создала природа. По ее словам, человек образованный, но безнравственный опасен для общества. Чтобы занять ребят, она организовала для них волонтерское движение. Мнение экспертаИрина ДЕМАКОВА, заведующая кафедрой педагогики и психологии ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», доктор педагогических наук:- Во всех номинациях конкурса участвовали люди знающие, способные, целеустремленные. Но, как мне кажется, самые боевые, самые задорные и самые веселые были в нашей номинации. Лауреатом ее, абсолютным победителем стал Николай Солодов из Санкт-Петербурга. Он создал целостную систему в рамках общественной организации отряда «Спасатель». Ребята помогают тем, кто встретился с несправедливостью, разуверился, растерялся. Им повезло: на тропах бесстрашия, в пеших и лодочных походах рядом с ними романтичный, легкий на подъем, увлеченный, преданный детям старший вожатый Николай Солодов. Второе место заняла Оксана Рахимзянова – старшая вожатая школы №6 города Карнаш (Чувашия). Она считает: «Моя профессия – это мой земной удел, я чувствую себя послом в стране детства».Наши номинанты – люди разного возраста, разных национальностей и разной судьбы. Но чувствовалось, что есть что-то их объединяющее. Что же это? Я думаю, что это преданность детству, любовь к своей работе. Небо в бутоне цветкаКлассный руководитель в некоторой степени в школе заменяет маму. Его главная забота: сделать так, чтобы ребенку было тепло, уютно и чтобы он чувствовал себя защищенным. Все десять участниц в этой номинации доказали: они именно такими и являются для ребят, они самые классные воспитатели.Ольга Волошина из Владивостока дарит себя детям без остатка. Это ее девиз. Она вдохновляет своих питомцев на творчество, на свободное проявление фантазии. Старается для каждого создать ситуацию успеха. И конечно, помочь ребенку справиться с неудачей. Ребята под ее руководством занимаются моделированием, лепкой, рисованием. И здесь делают для себя открытия. Например, небо может поместиться в бутоне цветка. Та же влюбленность в свою профессию у Светланы Кукобы из Ставропольского края. Более высокого звания, чем учитель, она не знает. «В школе, – говорит Светлана, – я ощущаю себя актером, прихожу в класс, как на сцену. Меня заботит реакция каждого ученика – моего милого зрителя». Детские души для Галины Бузанаковой из Кировской области точно чистые светлые родники. Она помогает им открыть красоту природы, красоту человеческих поступков, учит детей вглядываться в мир, замечать то, чего не увидишь, не оценишь. Именно она стала лауреатом номинации.Мнение экспертаЕлена ЕВЛАДОВА, доктор педагогических наук, профессор: – Звонок был совершенно неожиданным. «Это Рашад Мухамедзянов, – раздалось в трубке. – Я в аэропорту, ожидаю вылета домой. Счастлив, что приехал на конкурс и смог рассказать о себе, ознакомиться с опытом коллег. Спасибо жюри! Вы поддержали меня!»Я растерялась: «За что спасибо, Рашад, ведь вам не удалось стать даже призером?! Да и денег у местных органов образования не нашлось на вашу поездку, добирались за свой счет». – «Это не важно! Я и так победил, ведь смог попасть на этот праздник!» Когда отзвучат фанфары в честь лауреатов, неизбежно остаются обиженные и недовольные результатами. А члены жюри испытывают искреннее сострадание к тем, кто, желая быть только первым, лишает себя радости праздника.Общим для многих финалистов стало и то, что они приехали из небольших областных городов, поселков, сел. Однако отдаленность от столицы вовсе не умалила их профессионализм. Они продемонстрировали стремление находить новые, яркие формы работы, умение легко и непринужденно общаться с детьми разного возраста. Каждый из финалистов в отдельности отличался своим неповторимым педагогическим почерком, своим особым взглядом на миссию классного руководителя. Это можно сказать о Елене Артышевой (Челябинская область) и Наталье Лариной (Рязань), каждая из которых ведет ребят к гражданскому взрослению через воспитание социальной активности, отзывчивости, желания не только видеть доброе и прекрасное, но и приумножать его в жизни.Рашад Мухамедзянов (средняя школа №2, пос. Советский, Республика Марий Эл) акцент делает на военно-патриотическом воспитании, поисковой и туристской деятельности. А вот имена других победителей, ставших дипломантами соответственно I, II, III степени: Анатолий Николаев, Ольга Волошина, Гульсина Тютина.Дом открытых сердец«Не иди по протоптанной тропе, ступай туда, где она еще не проложена, и проложи ее сам». Эти слова английского писателя Томаса Элиота стали девизом Натальи Гладских, заместителя директора по воспитательной работе школы №9 города Коврова. Они каждый раз звучат как напутствие ребятам, когда те берутся за какое-то новое для них дело.Наталья старается сделать свою школу домом открытых сердец, где царит дух добра, отзывчивости, заботы друг о друге, любви к окружающим. На конкурсе она показала свою воспитательную систему «Школа самоактуализации личности». При подведении итогов жюри назвало Наталью Гладских лауреатом конкурса.Елена Домнина – из школы станицы Терской (Северная Осетия – Алания) главным для себя направлением считает воспитание гражданина малой родины и всей России. Этому способствует разработанная ею программа «Я – гражданин России». Школа – это демократическая республика, которую возглавляет президент. Он выбирается на альтернативной основе при тайном голосовании. Есть здесь свой парламент и министерства. У Дениса Борзакова из села Тимофеевка Самарской области свой стиль воспитания детей, свои отработанные и постоянно совершенствующиеся методы. По его инициативе было создано молодежное движение СТИМ. Есть газета с таким же названием. Мнение экспертаГеннадий СЕМЕНОВ, кандидат педагогических наук, доцент:- Понятно, что очный этап конкурса – это турнир, в котором для победы участникам необходимо было выработать определенную стратегию, тактику и следовать им, проявляя бойцовские качества. Некоторым финалистам мешало волнение. Большое значение имели психологическая устойчивость, находчивость, оригинальность мышления, артистизм.Дипломанта I степени Аннету Литвинову, заместителя директора по учебно-воспитательной работе лицея №8, руководителя театра-студии «Дар», выгодно выделяли большой опыт практической работы, эмоциональность, обостренная память о собственном детстве, о тех трудностях, которые ей самой довелось испытать в детские годы.Лицей, в котором она работает, – это школа информационной культуры, гражданской грамотности и правовой культуры, широкого развития дополнительного образования (театр-студия «Дар» и др.), ценностного отношения к здоровью, школа волонтерской деятельности. Волонтеры лицея включены в федеральный проект «Неприкосновенный запас – дети России».Можно уверенно утверждать, что Всероссийский конкурс «Воспитать человека», проводимый уже второй раз, способствовал повышению внимания общества, педагогической науки и практики к совершенствованию воспитательного процесса в системе образования.Как гадкого утенка превратить в лебедяСоциальные педагоги появились в школах чуть более двадцати лет назад. Время подтвердило их необходимость: они защищают детей, заботятся о семьях, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Все участницы этой номинации показали на всех этапах конкурса высокий уровень профессионализма, нестандартность мышления, организаторские способности, умение понять и поддержать каждого ребенка.Елена Мартынова из подмосковных Мытищ представила свой оригинальный опыт сопровождения детей, которым не хватает внимания в своей семье. Елена Петрасовна важное место отводит профилактике, предупреждению нештатных ситуаций, которые могут случиться с ребенком или его семьей. Начала она свое выступление с видеообращения своих третьеклассников с экрана. Они дали осетинским ребятам задание: объяснить одну притчу.Нина Волынкина из Владимирской области основой своего метода воспитания считает идею добра, гуманизма. Она старается в душе каждого ребенка вырастить сад.Елена Казахецян из Ямало-Ненецкого автономного округа развивает у воспитанников коммуникативные навыки, умение общаться друг с другом и родителями, другими взрослыми.Татьяна Гаврилова из Челябинской области вызвала особое уважение у коллег и членов жюри своей природной одаренностью. Она за свою жизнь была трактористом, овощеводом, десантником, учила детей математике, а теперь она социальный педагог. Ее девиз – быть доброй. Добро исцеляет. Мнение экспертаМарина ПОВОЛЯЕВА, доктор педагогических наук, профессор:- По решению нашего жюри звание лауреата в номинации «Социальный педагог» присвоено Нине Волынкиной (Ковров, Владимирская область), дипломом I степени награждена Елена Казахецян (Ямало-Ненецкий АО). Всем участникам по-настоящему удалось установить с детьми разных возрастных категорий диалог, что отражалось в позиции активного слушания, умения стимулировать активность детей и потребность в собственных высказываниях. Несмотря на крайне короткий временной промежуток взаимодействия с незнакомыми детьми, все участники финала конкурса смогли вызвать у них симпатию, расположение и доверие. Это подтверждалось открытостью и искренностью высказываний учеников.Достаточно успешно конкурсанты использовали игровые приемы, приемы моделирования ситуаций, проектирования, составления коллажей.Особое волнение у финалистов вызвало конкурсное задание «Нестандартное решение». Участникам нужно было, просмотрев фрагмент мультфильма «Гадкий утенок», с профессиональных позиций оценить ситуацию, проанализировать ее, принять педагогическое решение и аргументированно его обосновать. Наибольший интерес вызвал ответ Нины Волынкиной, связанный с решением проблемы гадкого утенка путем развития его природных талантов, тогда он сможет стать настоящим лебедем, сильным и прекрасным. Озаренные светом любвиВоспитатель детского дома, школы-интерната, группы продленного дня имеет дело с детьми, у которых нет родителей, которые лишены семейной заботы. И здесь особенно важно в определенной степени заменить им отца и мать. И чем лучше удается эта роль, тем счастливее ребенок.Виктор Кучинский воспитывает незрячих детей в специальной школе-интернате №1 имени К.К.Грота Санкт-Петербурга. И жюри, и коллеги слушали его затаив дыхание. Это не преувеличение. С каким-то особым трепетом, с восхищением говорил Виктор о своих питомцах. Он из каждого старается вырастить успешного, счастливого человека. А это в данной ситуации под силу только тем, кто сам личность неординарная, талантливая, отдающая всего себя детям. «Я надеваю черную повязку на глаза и становлюсь им ближе, пытаюсь понять их внутренний мир». Виктор играет с ними в футбол для незрячих, учит их плавать, преодолевать чувство одиночества, читает им книги и потом обсуждает прочитанное.А Игорь Ляпин занимается с ребятами Юхтинской специальной школы закрытого типа в Амурской области. И в этом видит свое призвание. Он лечит израненные души подростков, считающих себя никому не нужными. «Я очень люблю своих прекрасных хулиганов. Учу добру, отзывчивости, умению жить в ладу с самим собой, окружающими и с природой».Мнение экспертаГалина СЕМЬЯ, проректор Столичной финансово-гуманитарной академии, доктор психологических наук: – С чем столкнулось наше жюри? При выполнении творческих заданий все участники продемонстрировали умение использовать профессиональную рефлексию: предлагаемые решения опирались на собственный опыт, имели личностную окраску, философское осмысление. Пока мы испытывали трудности в выборе лучших, участники стали одной командой: переживали друг за друга, помогали и поддерживали друг друга. И тематика многих открытых заданий участников способствовала такому психологическому климату: толерантность, дружба, понимание другого.Это было бы невозможно без хорошей организации конкурса принимающей стороной – Республикой Северная Осетия – Алания. Без поддержки директора школы №30 Людмилы Караевой и ее коллектива конкурс не превратился бы в такой праздник профессионального общения.Калейдоскоп прекрасных мгновенийКонкурс «Воспитать человека» – это калейдоскоп прекрасных мгновений. Многим из них хотелось бы сказать: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Остановить не удалось, но надолго запомнить – да. Никого не оставили равнодушными те концерты, которыми встречали и провожали участников в республиканском Дворце детского творчества, их с любовью организовала заслуженный учитель РФ и Республики Северная Осетия – Алания Анна Аркадьевна Гучмазова. Выступали и профессиональные танцоры, и певцы, и дети – воспитанники дворца, которые пели и танцевали на таком же высоком уровне. Особенно понравились прекрасно поставленные и столь же блестяще исполненные танцы. Запомнятся Владикавказ, его педагоги своим гостеприимством, уважительным отношением к гостям, предупредительностью, заботой и добрыми улыбками, осетинскими пирогами. Конкурс номинации «Старший вожатый» проходил в Республиканском физико-математическом лицее-интернате Владикавказа. Директор его – Фарнкель Магомедов – вместе с учительским коллективом помогал во всем. Участники номинации «Социальный педагог» благодарны директору школы №44 Татьяне Цуциевой, заслуженному учителю РФ: «Ей удалось сочетать мобильность и деловитость современного менеджера с заботой и радушием хозяйки». А вот как отзываются воспитатели детсада о прогимназии «Интеллект»: «Финал нашей номинации не мог бы состояться без организационного и душевного таланта директора Беллы Галаовой». Не менее теплые слова благодарности и признательности были высказаны также в адрес директора лицея Лианы Бираговой, директора школы №47 Роберта Плиева и, разумеется, хозяина конкурса – министра образования Республики Северная Осетия – Алания Валерия Созанова.Обогащенные знаниями и идеямиВ конце конкурса прошли «круглые столы», на которых все смогли выступить, рассказать о своих впечатлениях, высказать замечания. А потом были мастер-классы: «Воспитательный потенциал проектной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» – его представила Любовь Кларина, ведущий научный сотрудник; «Региональные особенности системы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей» – ведущая Галина Семья; «Часть мира – дети» – Людмила Белякова, учитель русского языка и литературы школы №35 города Рыбинска, призер I Всероссийского конкурса «Воспитать человека»; «Современные технологии воспитания» – Ирина Попова, кандидат педагогических наук; «Педагогика: границы дозволенного» – Ирина Демакова; «Методический конструктор: как придумать совместное дело для себя и своих сверстников» – Юрий Беляков, методист Всероссийского детского центра «Орленок».Большой интерес слушателей вызвали открытые лекции Натальи Синягиной, доктора психологических наук, профессора; Владимира Жукова, ректора РГСУ, академика РАН; Александра Асмолова, доктора психологических наук; Ирины Димовой, первого заместителя главного редактора «Учительской газеты». И конечно, особо была отмечена роль Алины Левитской, директора Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ. Именно ей принадлежит сама идея конкурса и места его проведения. Аплодисменты, слова признательности в ее адрес тому подтверждение.Ирина ДИМОВА, Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии